Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Какие идеи и проекты Беларусь намерена реализовать в рамках ЕАЭС, как белорусское общество относится к интеграции в новое объединение, в чем причины возникающих экономических трений между Минском и Москвой в формате ЕАЭС, как добиться полного консенсуса между участниками объединения и впредь стараться их избегать – ответы на эти вопросы попытались дать белорусские эксперты Денис Мельянцов, старший аналитик Белорусского института стратегических исследований, Арсений Сивицкий, директор белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований и Алексей Дзермант, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Белоруссии, координатор общественно-политического проекта «Цитадель».

Когда в декабре 2010 г. было достигнуто соглашение о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России, Александр Лукашенко вместе с российским и казахским лидерами поддержал новый интеграционный проект. Но в мае 2014 г. после подписания в Астане Договора о создании ЕАЭС, белорусский президент сделал оговорку, что документ не совсем тот, на который рассчитывали в Минске. А рассчитывали на то, что Договор не будет предусматривать изъятий во взаимной торговле, особенно нефтью, газом и медикаментами. Вынесение вопроса регулирования торговли в этих сферах на двусторонний уровень вызвало неудовольствие белорусских властей.

Вскоре после того, как 1 января 2015 г. ЕАЭС официально начал работу, Белоруссия заявила, что оставляет за собой право покинуть объединение, если договоренности, достигнутые в рамках ЕАЭС, не будут соблюдаться. Поводом для этих высказываний стали введенные в январе Россельхознадзором ограничения на поставки ряда продуктов из Беларуси в Россию, минуя ЕАЭС.

В ЕАЭС хотят видеть эффективный экономический союз для сближения с экономиками стран-партнеров.

При этом белорусские власти неоднократно заявляли, что интеграция в ЕАЭС – приоритет для страны и Минск поддерживает возможность ускорения создания единых рынков энергоресурсов, транспорта и электроэнергии в рамках нового экономического объединения. Параллельно государство ведет переговоры с Всемирной торговой организацией, и 13 сентября сторонам удалось согласовать «дорожную карту» о присоединении Белоруссии к организации. Россия обещает помочь Минску стать членом ВТО.

В ЕАЭС Белоруссия видит экономический союз, способный помочь выжить в условиях глобальной турбулентности.

Какие идеи и проекты Беларусь намерена реализовать в рамках ЕАЭС, как белорусское общество относится к интеграции в новое объединение, в чем причины возникающих экономических трений между Минском и Москвой в формате ЕАЭС, как добиться полного консенсуса между участниками объединения и впредь стараться их избегать – ответы на эти вопросы попытались дать белорусские эксперты Денис Мельянцов, старший аналитик Белорусского института стратегических исследований, Арсений Сивицкий, директор белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований и Алексей Дзермант, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Белоруссии, координатор общественно-политического проекта «Цитадель».

Как понимают цели и задачи ЕАЭС в Беларуси?

Денис Мельянцов

Денис Мельянцов: Минск видит в ЕАЭС возможность для беспрепятственного проникновения белорусских товаров на российский рынок (рынок ЕАЭС), а также доступа к дешевым энергоресурсам. В ЕАЭС хотят видеть эффективный экономический союз для сближения с экономиками стран-партнеров.

Белорусское общество всегда позитивно воспринимало интеграционные проекты с участием России, будь то Союзное государство, Таможенный союз или ЕАЭС. Но в основу любой интеграции с Москвой ставится экономическое, а не политическое измерение. В рамках российско-белорусских отношений для официального Минска важна международная поддержка со стороны России и тесное военное сотрудничество.

Минск заинтересован не только в расширении рынка сбыта своей продукции за счет ЕАЭС, но и в сотрудничестве в промышленной сфере со странами-партнерами по союзу, создании совместных евразийских корпораций для отстаивания своих экономических интересов на внешних рынках.

Арсений Сивицкий: В Белоруссии разделяют цели, прописанные в Договоре о ЕАЭС. Это стабильное развитие экономик стран-членов объединения, формирование единого рынка товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов ЕАЭС, модернизация и повышение конкурентоспособности национальных экономик. Минск заинтересован не только в расширении рынка сбыта своей продукции за счет ЕАЭС, но и в сотрудничестве в промышленной сфере со странами-партнерами по союзу, создании совместных евразийских корпораций для отстаивания своих экономических интересов на внешних рынках.

Алексей Дзермант: В ЕАЭС Белоруссия видит экономический союз, способный помочь выжить в условиях глобальной турбулентности. Белорусская экономика открытая и экспортоориентированная, поэтому и в ЕАЭС мы хотим видеть возможности для равного доступа к рынкам, кооперации, проведения согласованной промышленной и финансовой политики. В результате ЕАЭС должен стать значимым экономическим полюсом в глобальном масштабе.

Как ЕАЭС может способствовать или препятствовать решению экономических проблем в Беларуси?

Белоруссия заинтересована в равнодоходных ценах с Россией на энергоносители и в отсутствии препятствий для торговли. Это стало основным мотивом интеграции в ЕАЭС.

Денис Мельянцов: Белоруссия заинтересована в равнодоходных ценах с Россией на энергоносители и в отсутствии препятствий для торговли. Это стало основным мотивом интеграции в ЕАЭС. Если ограничения в торговле будут устранены и по-настоящему будет обеспечена свобода движения товаров, услуг, людей и капиталов, то интеграция в ЕАЭС, очевидно, будет способствовать экономическому росту стран-участниц. При ратификации договора о ЕАЭС Белоруссия заявила о выполнении взятых на себя обязательств при условии устранения всех ограничений в торговле. Но пока интеграция в рамках ЕАЭС показывает, что для достижения поставленных целей необходимо преодолеть множество преград, часто искусственно и политически мотивированных.

Арсений Сивицкий

Арсений Сивицкий: В Белоруссии сохранился значительный промышленный потенциал, и ЕАЭС рассматривается как союз, способный углубить индустриальные связи государств-членов. В перспективе странам ЕАЭС стоит выработать единую промышленную политику. Программа председательства Белоруссии в ЕАЭС в 2015 г. исходит из того, что этот союз должен стать мощным ресурсом для модернизации и повышения конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц. Но чтобы это произошло, важно развивать технологические инновации, углублять производственную кооперацию, создавать так называемые евразийские транснациональные корпорации в странах-участницах ЕАЭС. Такие методы позволят странам объединить усилия на внешних рынках, а не конкурировать друг с другом на внутреннем рынке ЕАЭС. Создание евразийских ТНК (например, объединение белорусского МАЗа и российского КАМАЗа в холдинг) может, по сути, стать основой реализации единой, скоординированной промышленной политики. Пока готовых и устраивающих все стороны решений по экономическим вопросам внутри ЕАЭС нет, но если страны начнут слаженно сотрудничать, то амбиции станут реальностью.

В перспективе странам ЕАЭС стоит выработать единую промышленную политику.

Другим инструментом, стимулирующим промышленное сотрудничество стран ЕАЭС, могут стать совместные научно-технические программы и их последующая локализация в виде создания совместных производств. Для этого имеется опыт программ, реализованных в рамках Союзного государства. Это, например, программы «Совершенствование системы защиты общих информационных ресурсов Беларуси и России на основе высоких технологий», «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли», «Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012-2016 годы» и др. Благодаря этим программам у Белоруссии появился собственный спутник и был создан белорусско-российский суперкомпьютер «Скиф».

Для развития ЕАЭС нужны новые драйверы роста. Свободы движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала явно не достаточно, и совместные научно-технологические проекты могли бы стать таковыми.

Алексей Дзермант

Алексей Дзермант: Для поддержания конкурентоспособности белорусских товаров Минску очень важно упразднить и изъять ограничения на рынке энергоресурсов. Как наиболее промышленно развитая республика Белоруссия заинтересована в начале процесса реиндустриализации в рамках ЕАЭС. Это позволит модернизировать уже имеющиеся промышленные мощности и создать новые. Если процесс интеграции в ЕАЭС будет сопровождаться полумерами, и сохранятся изъятия энергоресурсов, то Минск может поставить под вопрос целесообразность существования объединения, которое препятствует развитию национальных экономик его стран-участниц.

Как создание ЕАЭС может повлиять на отношения Белоруссии с другими государствами или международными организациями?

Денис Мельянцов: Отношения Белоруссии с ЕС и США находятся на крайне низком уровне; в отношении страны действуют санкции, поэтому интеграция с ЕАЭС повлияла на отношения с Западом минимальным образом. Белоруссия участвует в программе ЕС «Восточное партнерство» наряду с другими постсоветскими странами, но никогда не ставила и не ставит перед собой цели заключить соглашение об ассоциации с ЕС или вступить в Евросоюз. Минск заинтересован в установлении хороших, взаимовыгодных отношений с ЕС и США, но препятствуют этому требования Запада по демократизации Белоруссии, а вовсе не интеграция в ЕАЭС.

Для поддержания конкурентоспособности белорусских товаров Минску очень важно упразднить и изъять ограничения на рынке энергоресурсов.

Арсений Сивицкий: Белоруссия до сих пор не является членом ВТО, хотя Россия вступила в эту организацию еще в 2012 г, а Казахстан в 2015 г. завершил переговоры по вступлению. При этом ЕАЭС создавался, основываясь на принципах и нормах ВТО. Получается парадоксальная ситуация, когда Белоруссия, не являясь членом ВТО, вынуждена работать по правилам организации внутри ЕАЭС, но дивидендов от этого не имеет. Минск заинтересован в скорейшем присоединении к ВТО, а участие в ЕАЭС могло бы способствовать этому.

Минск заинтересован в установлении хороших, взаимовыгодных отношений с ЕС и США, но препятствуют этому требования Запада по демократизации Белоруссии, а вовсе не интеграция в ЕАЭС.

Белорусские власти заинтересованы в активном сотрудничестве между ЕАЭС и ЕС в экономической сфере в рамках декларируемой ранее парадигмы единого пространства от Лиссабона до Владивостока. Белоруссия позиционирует себя как ворота на рынок ЕАЭС и вполне может претендовать на этот статус при условии проведения структурных реформ и либерализации экономики.

Считается, что участие Белоруссии в ЕАЭС позитивно влияет на переговоры с другими международными организациями. Никакого политического и экономического давления из-за участия Минска в ЕАЭС со стороны мировых держав нет. Скорее наоборот, посредничество Белоруссии в урегулировании украинского кризиса активизировало интерес к стране со стороны ЕС, США и Китая.

Получается парадоксальная ситуация, когда Белоруссия, не являясь членом ВТО, вынуждена работать по правилам организации внутри ЕАЭС, но дивидендов от этого не имеет.

ЕАЭС – это экономический союз, и поэтому вопросы военно-политического сотрудничества по-прежнему остаются в сфере национальной компетенции. Для Беларуси основополагающий конструкт безопасности – совместная российско-белорусская группировка войск в рамках Союзного государства, а также механизмы координации внешней политики и политики безопасности с Россией. Но это не мешает Минску сотрудничать с другими региональными структурами безопасности: ОДКБ, силовым компонентом в рамках СНГ, Программой НАТО «Партнерство ради мира», ОБСЕ, Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и др.

Алексей Дзермант: Повлияет позитивно. Например, благодаря созданию ЕАЭС активизировались отношения Белоруссии с Китаем, и стала возможной реализация масштабного китайско-белорусского проекта – индустриальный парк «Великий камень». Единое таможенное пространство, общий рынок, инфраструктурные и транспортные проекты в рамках Таможенного союза и ЕАЭС создают благоприятные возможности для создания таких точек роста. Белоруссия, как участница ЕАЭС, становится привлекательной для инвесторов из ЕС, заинтересованных в сотрудничестве как с Россией, так и с Китаем. Минск предстает естественной площадкой реализации «интеграции интеграций» и создания единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.

Экономическая интеграция – это готовность стран разделять риски всех участников союза. Как, на Ваш взгляд, экономические кризисы в других странах-участницах ЕАЭС могут повлиять на экономику Вашей страны?

Никакого политического и экономического давления из-за участия Минска в ЕАЭС со стороны мировых держав нет.

Денис Мельянцов: Экономическое сотрудничество Беларуси с Казахстаном, Арменией и Киргизией развито слабо, поэтому кризисы в этих странах не способны оказать существенного негативного влияния на белорусскую экономику. Главный торговый партнер Белоруссии – Россия (48% белорусского экспорта ориентировано на Россию), и трудности в российской экономике моментально влияют на белорусскую. Девальвация российского рубля, продовольственные антисанкции, а также торговые преграды для белорусских товаров, регулярно устанавливаемые Москвой, уже привели к тому, что белорусское руководство заявило о необходимости скорейшей диверсификации экспорта и ухода от торговой зависимости от России.

Минск предстает естественной площадкой реализации «интеграции интеграций» и создания единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.

Арсений Сивицкий: Экономический кризис в России, вызванный западными санкциями из-за ситуации на Украине, а также внутренние структурные проблемы в российской экономике оказали негативное влияние на экономическое развитие Белоруссии. При запланированном правительством на 2014 г. росте ВВП на 3,3%, реальный рост, во многом по причине кризисных явлений в России, составил только 1,6%. Это подтверждает сильную зависимость белорусской экономики от российской. В среднесрочной перспективе эта зависимость продолжится при общем отрицательном прогнозе роста российской экономики.

Трудности в российской экономике моментально влияют на белорусскую.

Снижение темпов экономического роста и снижение покупательской способности российского рынка повлияло на сокращение белорусского экспорта в Россию. Именно поэтому белорусские власти предложили руководству России реализовать совместный антикризисный план для нивелирования негативного воздействия кризиса на страны. Белоруссия готова разделять экономические риски в той степени, в какой российская готова прилагать совместные усилия по их смягчению.

Белорусское руководство заявило о необходимости скорейшей диверсификации экспорта и ухода от торговой зависимости от России.

Алексей Дзермант: Недавняя девальвация российского рубля резко снизила конкурентоспособность многих белорусских товаров. Власти в Минске были вынуждены проводить плавную девальвацию национальной валюты. У россиян снижается покупательская способность, а значит, падает сбыт и белорусской продукции. В такой ситуации власти Белоруссии вынуждены думать о диверсификации рынков сбыта, хотя, очевидно, что российский рынок невозможно ничем заменить. С другой стороны, западные санкции против России способствовали росту поставок белорусской сельскохозяйственной продукции, открылись новые возможности кооперации в военно-промышленной сфере. Представляется, что именно через кооперацию всех участников ЕАЭС возможна минимизация рисков и последствий кризисных явлений.

ЕАЭС должен «заработать в полную силу» к 2025 году. Каким Вы видите союз через 10 лет?

Денис Мельянцов: Ситуация на всем постсоветском пространстве нестабильна. Думаю, динамика цен на нефть, развитие ситуации вокруг Украины, способность политических элит модернизировать экономики своих стран будут определять будущее не только ЕАЭС, но и всего СНГ. Заморозка интеграции в рамках ЕАЭС может произойти из-за неспособности России быть притягательным интеграционным полюсом (в плане технологий, инноваций, культуры и т.д.) и донором для постсоветских стран. В условиях кризиса государства ЕАЭС, вероятнее, предпочтут решать свои проблемы самостоятельно.

Арсений Сивицкий: К 2025 г. должно завершиться формирование общего рынка и устранение всех препятствий на пути свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Опыт европейской интеграции показывает, что рано или поздно в ЕАЭС начнется обсуждение вопроса о создании единой валютной зоны. Пока консенсуса по этому вопросу нет. Стоит другая задача – перейти во взаимной торговле между странами ЕАЭС на расчеты в национальных валютах.

Представляется, что именно через кооперацию всех участников ЕАЭС возможна минимизация рисков и последствий кризисных явлений.

В ЕАЭС пока не предвидится создания каких-либо общих фондов для реализации инфраструктурных и промышленных проектов, аналогичных Фонду Великого шелкового пути, Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций или Европейскому фонду стратегических инвестиций. Хотя их востребованность сегодня очевидна для стимулирования роста экономик, входящих в ЕАЭС стран.

Заморозка интеграции в рамках ЕАЭС может произойти из-за неспособности России быть притягательным интеграционным полюсом.

В случае длительной геополитической напряженности между Россией и Западом ЕАЭС будет сталкиваться с новыми экономическими препятствиями, дискредитируя цели, прописанные в договоре в ЕАЭС, а значит, становясь менее привлекательной интеграционной структурой для участников ЕАЭС. В итоге это может привести к кризису евразийских интеграционных процессов и возможному коллапсу ЕАЭС.

Через десять лет хотелось бы видеть ЕАЭС полноценно работающим интеграционным объединением и глобальным экономическим полюсом.

Алексей Дзермант: Через десять лет хотелось бы видеть ЕАЭС полноценно работающим интеграционным объединением и глобальным экономическим полюсом. Вероятно, к этому времени в ЕАЭС войдут не только постсоветские, но и государства иных регионов. Может назреть необходимость создания единой валюты ЕАЭС. Не исключена более тесная политическая интеграция стран-участниц союза по примеру Союзного государства России и Белоруссии, но обеспечивающая достаточную степень суверенитета национальных государств.

Дискуссия экспертов из Белоруссии о перспективах и рисках участиях в ЕАЭС позволяет заключить:

    • Минск рассчитывает, что ЕАЭС позволит стабилизировать экономическое положение страны в периоды кризисов в мировой экономике и откроет свободный, равный, политически немотивированный доступ к торговле, энергоресурсам, капиталам;
    • Белоруссия обладает существенным промышленным потенциалом, и проведение согласованной промышленной политики в рамках ЕАЭС позволило бы этот потенциал укрепить;
    • Основной экономический партнер Белоруссии в рамках ЕАЭС – Россия. Торговые, промышленные, финансовые связи Минска с другими странами членами ЕАЭС: Казахстаном, Киргизией, Арменией – развиты недостаточно;
    • Белоруссия заинтересована в развитии экономических отношений не только с Россией и странами ЕАЭС, но и с ЕС, Китаем и другими партнерами для диверсификации рынков сбыта белорусской продукции.
    • Минск хотел бы через ЕАЭС возобновить экономическое сотрудничество с ЕС, а в краткосрочной перспективе стать членом ВТО.

 Подготовила Галия Ибрагимова консультант ПИР-Центра.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся