Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сэм Транум

Независимый журналист (Калькутта), эксперт РСМД

Пакистан уже является одним из самых нестабильных государств в мире, и хотя в ближайшие месяцы надежды на улучшение, связанные со сменой правительства, могут отчасти оправдаться, в предстоящие пять лет ситуация, скорее всего, только ухудшится.

Пакистан уже является одним из самых нестабильных государств в мире, и хотя в ближайшие месяцы надежды на улучшение, связанные со сменой правительства, могут отчасти оправдаться, в предстоящие пять лет ситуация, скорее всего, только ухудшится.

Пакистан раздирают жестокие внутренние конфликты. Неподалеку от границы с Афганистаном, в Федерально управляемых племенных территориях и провинции Хайбер-Пахтунхва, американские и пакистанские силы безопасности ведут борьбу с талибами, Аль-Каидой и другими группировками боевиков. В провинции Белуджистан на юго-западе страны сепаратисты белуджи сражаются с пакистанскими регулярными войсками. На юго-востоке, в столице провинции Синд Карачи, члены противостоящих этнических политических партий убивают друг друга сотнями.

Согласно данным исламабадского Центра исследований в области безопасности, в 2012 году в результате перестрелок, взрывов, бомбардировок, минометных обстрелов и других инцидентов с применением насилия было убито «всего» 6059 человек и 2949 ранено. Для объятой волнениями страны этот год выглядит довольно мирным, поскольку в предыдущем году уровень насилия был на 15 процентов выше.

При подобном положении дел неудивительно, что американская неправительственная организация «Фонд Мира» (The Fund for Peace) поместила Пакистан в верхнюю часть составляемого ей экспертного рейтинга «недееспособности» государств мира (Failed States Index 2012). В списке, который открывает Сомали, а замыкает Финляндия (177-ое место), Пакистан занимает 13-ю строчку. Возможно, ему и удастся сохранить эту позицию, поскольку рейтинг зависит от развития событий во многих других странах, но ситуация в пределах его границ, судя по всему, изменится к худшему.

Возвращение Наваза Шарифа

Убедительная победа Шарифа на выборах 11 мая не дает ему свободы действий в проведении в жизнь избранного им политического курса. При утверждении своей власти ему придется иметь дело с влиятельным военным истеблишментом.

Пакистанская мусульманская лига (ПМЛ-Н) консервативного бизнес-магната Наваза Шарифа одержала убедительную победу на выборах 11 мая, сокрушив правившую до марта Пакистанскую народную партию и оставив далеко позади партию Техрик-е-Инсаф (Движение за справедливость), возглавляемую Имраном Ханом. Но ПМЛ-Н по сути выиграла только в одной провинции Пакистана и взяла под свой контроль (на данный момент) лишь одну из двух палат парламента страны.

Из 272 оспариваемых мест в нижней палате Национальной ассамблеи партия Шарифа получила 124, причем 118 — благодаря победе в провинции Пенджаб, где проживает более половины населения страны. В этой же провинции партия выиграла местные выборы, и правительство в ней возглавляет брат Наваза Шахбаз Шариф.

Это послужило основанием для насмешек, что Наваз Шариф является «премьер-министром Пенджаба», и ставит под сомнение его способность эффективно управлять страной в целом. Движение за справедливость возглавит правительство в провинции Хайбер-Пахтунхва, Пакистанская народная партия будет руководить правительством в провинции Синд, а трехсторонняя коалиция с участием ПМЛ-Н — в Белуджистане.

Движение за справедливость, набравшее второе по величине количество голосов избирателей, но не получившее второго по величине количества депутатских мандатов, вероятно, будет себя позиционировать как сильную оппозицию правительству Шарифа на национальном уровне. Правительству страны, сформированному Пакистанской мусульманской лигой, судя по всему, предстоит столкнуться с трудностями при работе с верхней палатой парламента (если она останется под контролем Пакистанской народной партии), руководством провинций Синд и Хайбер-Пахтунхва, возглавляемым оппозиционными партиями, и с коалиционным правительством в Белуджистане.

Все это означает, что убедительная победа Шарифа на выборах 11 мая не дает ему свободы действий в проведении в жизнь избранного им политического курса. Она принесла ему лишь относительно сильные позиции в пестрой мозаике политических сил, которую представляет собой гражданское правление в Пакистане. При утверждении своей власти на этом поле ему, среди прочего, придется иметь дело с влиятельным военным истеблишментом.

Новый лидер, новые вызовы

Фото: www.svoboda.org
Первез Мушарраф


От очередного военного переворота Шарифа может уберечь только нежелание самих военных заниматься неблагодарным делом управления страной, которую раздирает насилие и чья экономика лежит в руинах.

Шариф обещал оживить экономику, нормализовать отношения с Индией, начать мирные переговоры с талибами и положить конец ударам американских беспилотных летательных аппаратов по территории Пакистана. Решению всех этих и без того непростых задач наверняка будет препятствовать его давнишний недруг в лице мощной и консервативной военной элиты Пакистана.

Предыдущее пребывание Шарифа на посту премьер-министра завершилось в 1999 году, когда он попытался призвать к ответу начальника штаба сухопутных войск Первеза Мушаррафа за его роль в провалившейся операции по захвату Кашмира, которая привела в Каргильской войне Пакистана с Индией. Мушарраф ответил военным переворотом, в результате которого находился у власти в стране до 2008 г. Шариф был отправлен в изгнание и вылетел в Саудовскую Аравию на частном самолете, присланном за ним королевской семьей этой страны.

К 2008 году ситуация кардинально изменилась: Шариф вернулся, а Мушарраф был вынужден покинуть страну. Он снова прибыл в Пакистан для участия в парламентских выборах 11 мая, но такой возможности его лишили и арестовали. Поскольку суд над Мушаррафом может вызвать недовольство и гнев военной элиты, Шариф, как сообщается, настоятельно предлагал ему покинуть Пакистан как можно быстрее. Однако в конце июня Мушарраф по-прежнему находился в стране, и, судя по всему, правительство намеревается предать его суду по обвинению его в государственной измене. Это осложнит попытки Шарифа наладить хорошие рабочие отношения с нынешним командующим сухопутными войсками Ашфаком Каяни, если допустить, что они в принципе возможны. Каяни и его люди всегда были против планов Шарифа провести расследование роли Пакистана в Каргильской войне и террористической атаке 26 ноября в Мумбаи. Военные, вероятно, будут также противостоять попыткам Шарифа начать мирные переговоры с талибами и нормализовать отношения с Индией.

Судя по всему, от очередного военного переворота Шарифа может уберечь только нежелание самих военных заниматься неблагодарным делом управления страной, которую раздирает насилие и чья экономика лежит в руинах. Но напряженность в отношениях между гражданским правительством Шарифа и военной элитой может свести на нет его политические инициативы.

От плохого к худшему

Фото: Ishtiaq Mehsud/Associated Press
Пакистанский лидер талибов Хакимулла
Мехсуд

Наряду с этими внутренними факторами, ограничивающими возможности Шарифа и других пакистанских лидеров в решении многочисленных проблем, стоящих перед страной, ситуацию усугубляют факторы внешние. Особую озабоченность вызывает сокращение численности американских войск в Афганистане, которое планируется начать в будущем году.

По мере сокращения военного контингента США и их союзников в Афганистане талибы могут перейти в решительное наступление против кабульского правительства президента Хамида Карзая. Афганская национальная армия вряд ли будет способна дать талибам достойный отпор, и страну охватит гражданская война или нечто весьма на нее похожее. В этом конфликте Талибан, вероятно, сможет увеличить контролируемые им территории страны.

Вместе с сокращением ударов американских беспилотников по позициям боевиков в Афганистане и Пакистане это поможет боевикам создать «безопасные убежища», где они могут перегруппироваться и нарастить силы. Мирные предложения и дружеское отношение к талибам со стороны правительства Пакистанской мусульманской лиги в Исламабаде и правительства Техрик-э-Инсаф в провинции Хайбер-Пахтунхва даст боевикам даже большую свободу действий. Вопрос лишь в том, как они ею распорядятся: сложат оружие или расширят свои операции.

Ответ очевиден: появившийся в Федерально управляемой территории племен и провинции Хайбер-Пахтунхва после теракта 11 сентября для ведения боевых действий против сил НАТО в Афганистане, Техрик-э-Талибан Пакистан (ТТП) не станет складывать оружие и признавать власть правительства Пакистана только потому, что США сокращают свое военное присутствие в Афганистане и удары беспилотников по Пакистану. ТТП продолжит борьбу.

Если Шариф решит оставить Техрик-э-Талибан Пакистан и его союзников в покое, и военные окажут ему в этом поддержку, боевики смогут расширить и укрепить сферу своего влияния. Этот район может быть ими использован в качестве базы для начала и поддержки операций во всем регионе, включая Афганистан, Кашмир, китайскую провинцию Синьцзян, бывшие советские республики Средней Азии и, возможно, даже Кавказ. Это может спровоцировать проведение ответных тайных операций или прямое вторжение из-за рубежа.

Если Шариф откажется от планов заключить мир с боевиками в приграничных северо-западных районах Пакистана и попытается установить там власть Исламабада с помощью военной силы, ему вряд ли удастся в этом преуспеть. Вторжение «пенджабской» армии для борьбы с повстанцами, которые пользуются поддержкой местного населения, Афганистана, где царит беззаконие, и стоящей над законом пакистанской военной элиты, в лучшем случае приведет к чрезвычайно затяжному конфликту, а в худшем – к поражению.

И не следует забывать, что это лишь один из внутренних конфликтов, раздирающих Пакистан. Свои вызовы исламабадскому правительству бросает насилие в Белуджистане, Карачи и других местах.

Более серьезная проблема

Фото: stateofpakistan.org
Внешний долг Пакистана

Однако на фоне броских газетных заголовков, посвященных этим вопросам, в тени остается гораздо более фундаментальная проблема, а именно экономика. Ее крах означает, что и без того плачевное положение дел в сфере общественных услуг продолжает ухудшаться, еще больше подрывая легитимность и стабильность правительства. Одной из причин, которые привели к падению правительства Пакистанской народной партии, была его неспособность решить проблему нехватки электричества.

По версии Всемирного экономического форума, первую строчку в рейтинге глобальной конкурентоспособности 2012–2013 занимает Швейцария, а последнюю, 144-ю, – Бурунди. Пакистан находится в нем на 124-ом месте. Индекс глобальной конкурентоспособности показывает, что плохое управление, коррупция, нехватка энергии, экономическая изоляция, непомерные долги и нисходящая спираль инвестиций в инфраструктуру подрывают экономический рост, лишая тем самым правительство возможности выровнять положение и еще больше усугубляя накопившиеся проблемы.

Страна уже много лет страдает от дефицита бюджета и для латания дыр назанимала так много, что теперь почти половина годового бюджета уходит на погашение долгов и выплату процентов по ним. В 2012-13 гг. 43% государственных расходов было направлено на эти цели, только 2% на образование и менее 1% – на здравоохранение.

Одной из причин, которые привели к падению правительства Пакистанской народной партии, была его неспособность решить проблему нехватки электричества.

Между тем валютные резервы страны, которые направляются на оплату импорта и платежей по внешнему долгу, как сообщается, истощены: Центральный банк объявил, что остатка средств хватит лишь на то, чтобы заплатить за полтора месяца импорта [1]. Поскольку Пакистан слишком увяз в долгах, и не способен наращивать ни импорт, ни экспорт, он становится все менее привлекательным торговым партнером.

Для решения сложных финансовых проблем Пакистана готовятся меры жесткой экономии и принятие непопулярной срочной программы спасения Международного валютного фонда. Скорее всего, последует еще большее сокращение расходов, снижение и без того заведомо недостаточных средств, выделяемых на общественные услуги.

Общественная инфраструктура, похоже, тоже будет ухудшаться, ослабляя экономику и увеличивая бедность и безработицу. По прогнозам Азиатского банка развития на 2013 г., «отключения электроэнергии приведут к сокращению роста на 2 процентных пункта в год… и маловероятно, что без проведения кардинальных реформ Пакистан сможет начать движение к семипроцентному росту, необходимому для создания нужного количества рабочих мест и существенного сокращения бедности».

По мере роста в Пакистане числа малообразованной и безработной молодежи все больше молодых людей начнет присоединяться к мятежам, вступать в похожие на уличные банды политические партии или пополнять криминальные структуры.

По мере роста в Пакистане числа малообразованной и безработной молодежи все больше молодых людей начнет присоединяться к мятежам, вступать в похожие на уличные банды политические партии или пополнять криминальные структуры. Им дадут власть, цель и возможность проявить себя. Даже выбравшие мирный путь, скорее всего, начнут испытывать растущее разочарование при виде неспособности сменяющих друг друга правительств добиться реального улучшения их жизни и найдут способ дать этому разочарованию выход.

В условиях, когда внутренние конфликты набирают силу, противостояние гражданского правительства и военного руководства обостряется, боевики захватывают все больше территории и власти, экономика рушится, а молодежь охвачена отчаянием и гневом, вероятность усиления нестабильности в Пакистане будет только нарастать.

1. По данным местных СМИ, ликвидные валютные резервы составляли на конец мая 6,4 млрд долларов. В мае 2013 г. стоимость импорта Пакистана составила 4,3 млрд долларов.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся