Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Прохор Тебин

К.полит.н., зав. Сектором международных военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ

Одна из проблем, характерных для науки в целом и военно-морской науки в частности, – это языковой барьер, препятствующий свободному обмену мыслями между отечественными и иностранными специалистами. Иностранцы мало знакомы с работами российских авторов, а отечественные специалисты зачастую пренебрегают зарубежными публикациями. В данный обзор вошли лишь некоторые из наиболее примечательных иностранных книг по военно-морской тематике: две – американских авторов и одна – британского.

Одна из проблем, характерных для науки в целом и военно-морской науки в частности, – это языковой барьер, препятствующий свободному обмену мыслями между отечественными и иностранными специалистами. Иностранцы мало знакомы с работами российских авторов, а отечественные специалисты зачастую пренебрегают зарубежными публикациями. Кроме того, как минимум в сфере военно-морской науки количество зарубежных книг и работ по самому широкому спектру теоретических и прикладных вопросов значительно превышает число работ российских исследователей.

В данный обзор вошли лишь некоторые из наиболее примечательных иностранных книг по военно-морской тематике: две – американских авторов и одна – британского. Эти издания будут интересны специалистам в области международных отношений, государственного управления, военной политики и морской мощи, а также широкому кругу читателей, интересующихся военной историей и военно-морской тематикой.

Holloway J.L. Aircraft Carriers at War: A Personal Retrospective of Korea, Vietnam, and the Soviet Confrontation (Авианосцы на войне: личная ретроспектива войн в Корее, Вьетнаме и конфронтации с Советским Союзом). — Annapolis: Naval Institute Press, 2007.

Автобиографичная книга отставного адмирала ВМС США Джеймса Холлоуэя посвящена символу американской морской мощи – авианосцам. Автор начал свою незаурядную карьеру офицера американских ВМС на эсминцах во время Второй мировой войны. В качестве летчика палубной авиации он принимал активное участие в Корейской войне, будучи командиром первого в мире атомного авианосца «USS Enterprise» – в войне во Вьетнаме. Позже Дж. Холлоуэй руководил действиями ударных авианосных сил Шестого флота во время «Черного сентября» в Иордании. Это лишь ключевые этапы его карьеры, которые подробно описаны в книге. Не менее интересны опыт работы Дж. Холлоуэя на штабных должностях в Пентагоне и его взаимоотношения с легендарным «отцом» американского атомного флота Хайманом Риковером.

В 1974–1978 гг. Дж. Холлоуэй занимал высшую должность на американском флоте – начальника штаба ВМС. Современный облик флота Соединенных Штатов и ключевые системы вооружения, в том числе истребители F/A-18 «Hornet», крылатые ракеты морского базирования «Tomahawk» и авианосцы типа «Nimitz», – это во многом наследие Дж. Холлоуэя. После выхода в отставку он продолжал служить США, занимая различные должности в общественных и правительственных организациях.

Книга Дж. Холлоуэя будет полезна всем, кто интересуется историей американского флота вообще и его авианосной компоненты в частности. В ней раскрываются любопытные подробности войн в Корее и во Вьетнаме, «закулисной» жизни Пентагона, создания атомного флота США, взаимоотношений высшего военного и политического руководства. Многие идеи и выводы книги остаются актуальными и сегодня. Они позволяют лучше понять различные аспекты деятельности ВМС США и их взаимодействия с другими видами Вооруженных Сил, Министерством обороны и Конгрессом. Дж. Холлоуэй делится своими взглядами на американскую внешнюю политику и стратегию в годы холодной войны, помогая читателю лучше понять историю этого периода и основы «большой стратегии» США.

Авианосцы занимают наиболее важное место в книге Дж. Холлоуэя, хотя речь в ней идет не только о них, но и об эволюции самолетов палубной авиации и пр. Книга представляет особый интерес в свете непрекращающихся споров вокруг будущего авианосцев, которые идут не только в США, но и в России и других странах. Дж. Холлоуэй доступным языком описывает достоинства этих кораблей и их роль в решении задач военно-политической стратегии Вашингтона. Из книги становится очевидным, что многие доводы противников авианосцев, которые те преподносят как нечто новое (например, об их уязвимости), были опровергнуты еще 40–50 лет назад.

Наконец, книга интересна тем, что детально описывает путь американского военно-морского офицера через все ступени карьерной лестницы к высшей в ВМС США должности. Это описание полезно для сопоставления различных аспектов подготовки офицерского состава российского и американского флотов.

Книга Дж. Холлоуэя была хорошо воспринята критиками и получила ряд престижных наград в США. Но, пожалуй, наиболее красноречивым доказательством признания этого труда является включение его в список профессиональной литературы, рекомендуемой для прочтения офицерами ВМС.

Till G. Seapower: A Guide for the Twenty-First Century (Морская мощь: руководство для XXI века). — 3rd ed. — N.Y.: Routledge, 2013.

Книга Джеффри Тилля, профессора факультета оборонных исследований Королевского колледжа в Лондоне, представляет собой, пожалуй, одно из самых глубоких современных исследований идей морской мощи и основ военно-морской стратегии. Сам автор является уважаемым и признанным на Западе военно-морским специалистом.

В своем фундаментальном исследовании Дж. Тилль пытается сформулировать единую парадигму морской мощи, собрав и логично выстроив идеи классических авторов вроде Альфреда Мэхэна и Джулиана Корбетта и современных исследователей. Сам Дж. Тилль привносит целый ряд свежих и актуальных идей. В первую очередь стоит отметить его теорию возникновения двух типов флотов в XXI веке, которые он условно называет «флотом модерна» и «флотом постмодерна». В максимально упрощенной форме эта теория подразумевает разделение флотов на «традиционные», ориентированные на самостоятельные операции военного времени и независимый национальный ВПК, и флоты «нового типа». Последние уделяют больше внимания задачам мирного времени, международному сотрудничеству и кооперации в строительстве кораблей. Несмотря на то, что отдельные постулаты этой концепции достаточно условны и спорны, она в целом хорошо описывает существующее положение вещей и помогает лучше понять особенности строительства и применения современных флотов.

В работе Дж. Тилля достаточно подробно описаны основные вехи развития теории военно-морской стратегии, составные части морской мощи. Автор уделяет отдельное внимание проблеме классификации флотов, а также роли и влиянию технологий и инноваций в военно-морском строительстве.

Учитывая фундаментальные принципы ведения войны на море и особенности текущего периода, автор детально исследует проблемы установления господства на море, обеспечения морской безопасности и проведения экспедиционных операций, а также военно-морскую дипломатию. Одно из главных достоинств работы Дж. Тилля – системность и детальность в сочетании с лаконичностью, что позволило вместить подробное исследование основных аспектов военно-морской стратегии в одну книгу.

В конце книги приводится ситуационное исследование, в котором теоретические и концептуально-стратегические принципы находят прикладное применение для анализа обстановки, сложившейся в Южно-Китайском море. Этот раздел, подробно описывающий стратегическую картину в одном из наиболее проблемных регионов, интересен как сам по себе, так и как пример применения теории военно-морской стратегии для изучения проблем безопасности в Мировом океане и формирования военно-морской политики.

Книга Дж. Тилля написана богатым, насыщенным, но в то же время простым и понятным языком, снабжена массой полезных и наглядных схем, таблиц и карт. Она пользуется огромной популярностью среди западных экспертов, в том числе у военных, преподавателей профильных вузов, исследователей. Книга дополнялась, дорабатывалась, и сейчас продается уже третье издание (первое увидело свет в 2004 г.).

Armstrong B.F. 21st Century Mahan: Sound Military Conclusions for the Modern Era (Мэхэн XXI века: разумные военные идеи для современной эры). — Annapolis: Naval Institute Press, 2013.

Альфред Тайер Мэхэн – основоположник теории морской мощи и наиболее выдающийся американский специалист по вопросам стратегии. Именно он сформулировал теорию, которая в значительной степени определила внешнюю политику и военную деятельность Соединенных Штатов в конце XIX – начале XX вв., а также сыграла большую роль в развитии морской мощи США и ряда других стран. В период между мировыми войнами работы А. Мэхэна стали настольной книгой для военных и политических деятелей большинства морских держав. Тем не менее большинство отечественных исследователей, особенно в советскую эпоху, воспринимали его не иначе как проповедника агрессивной политики американского империализма. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что в России к А. Мэхэну относятся в значительной степени сдержанно-отрицательно.

В США, напротив, к А. Мэхэну всегда относились предельно уважительно и ставили его в один ряд с К. Клаузевицем и Сунь Цзы. Хотя и в Америке у него была масса противников. Так, военный министр США времен Второй мировой войны Генри Стимсон как-то заявил, что ВМС «иногда, кажется, уходят из царства логики в сумрачную область, в которой Нептун – Бог, Мэхэн – его пророк, а ВМС США – единственная истинная церковь».

Более того, в последнее время даже отдельные представители флота и военно-морского экспертного сообщества в США и других странах заявляют, что теория А. Мэхэна утратила свою актуальность и не может применяться в нынешних условиях. Лейтенант-коммандер ВМС США Бенджамин Армстронг, работающий в настоящее время над диссертацией в Королевском колледже в Лондоне, решил опровергнуть это мнение.

Б. Армстронг считает ложными утверждения критиков А. Мэхэна о том, что тот писал лишь о линейных кораблях и колониальных притязаниях, геополитической обстановке эпохи империализма. Он убежден, что идеи А. Мэхэна опираются на непреложные законы стратегии, политики и военной деятельности, которые актуальны во все времена. Более того, именно сейчас геополитическая ситуация во многом схожа с ситуацией конца XIX – начала XX вв., когда работал А. Мэхэн.

Вторая причина падения популярности работ А. Мэхэна, по мнению Б. Армстронга, заключается в излишне тяжелом для восприятия языке, которым написаны его книги, в том числе и самая известная – «Роль морских сил в мировой истории». Свои мысли А. Мэхэн излагал, стремясь максимально полно исследовать уроки истории и предельно отточить свои аргументы. Не стоит забывать и о том, что его книги ориентированы на специалистов.

Чтобы продемонстрировать сохраняющуюся актуальность идей А. Мэхэна, Б. Армстронг отобрал пять малоизвестных коротких работ, которые и опубликовал в своей книге, снабдив каждую из них введением и комментариями.

В первой статье («The Principles of Naval Administration», 1903) рассматриваются проблемы административного управления флотом. Идеи данной статьи, опирающейся на сравнительный анализ истории развития систем управления Королевским флотом Великобритании и ВМС США, применимы не только для флота, но и для Вооруженных Сил страны в целом. А. Мэхэн подробно раскрывает взаимоотношения и противоречия между оперативной и административной ветвями руководства, военными и гражданскими в управлении Вооруженными Силами, задачами функционирования ВС как института государственной власти и боевыми задачами в военное время, а также останавливается на проблемах бюрократизации военного ведомства.

Вторая статья («Considerations Governing the Disposition of the Navies», 1902) посвящена различным аспектам развертывания ВМС в Мировом океане. В ней рассматриваются особенности войны на море, соотношение оборонительных и наступательных операций, задачи отдельных элементов структуры флота, влияние новых технологий. Несмотря на то, что статья написана более ста лет назад, она представляет интерес в свете нынешней обстановки в Мировом океане.

Другие статьи («Naval Education», 1879, «The Strength of Nelson», 1905, «Pellew: The Frigate Captain and Partisan Officer», 1901) затрагивают не менее важные для развития морской мощи вопросы, такие как подготовка офицеров флота, значение лидерства и веры в своих подчиненных для флотоводцев, особенности крейсерских операций и международного военно-морского сотрудничества. Эти статьи показывают, что наследие А. Мэхэна включает не только концепцию генерального сражения линейных флотов и использования морской мощи в империалистической политике. Содержащиеся в них идеи применимы и сегодня, так как они затрагивают фундаментальные принципы развития и применения флота в интересах государства.

Работа Б. Армстронга, отобравшего и опубликовавшего малоизвестные, но весьма любопытные и достаточно актуальные статьи А. Мэхэна, была хорошо встречена экспертным сообществом США и других стран и принесла ему широкую известность. Справедливости ради следует отметить, что введение и комментарии Б. Армстронга составляют меньшую часть книги, а большую – статьи А. Мэхэна. Сами статьи, будучи сравнительно короткими, написаны довольно тяжелым языком. Повествование, хотя и предельно логичное, недостаточно структурировано. Поэтому главные идеи, акценты и рекомендации А. Мэхэна трудно вычленить из общего текста. Хотя в отличие от работ Дж. Холлоуэя и Дж. Тилля книгу «Мэхэн XXI века» читать сложно, усидчивый и вдумчивый читатель сможет почерпнуть из нее массу интересного.

* * *

Рассмотренные нами книги – это, естественно, лишь капля в море современной зарубежной литературы по военно-морской тематике. Вместе с тем они смогут существенно расширить кругозор отечественного читателя, под другим углом осветить уже знакомые ему явления и показать новые. Хочется надеяться, что интерес общества, военных и политиков к тематике флота, морской мощи и военно-морской стратегии в ближайшем будущем вырастет и в России.

В настоящее время в нашей стране появляются преимущественно исторические исследования и обзоры военно-морской техники советского периода и более раннего времени. Работы по современной военно-морской тематике у нас выходят в основном в формате журнальных статей. Однако для развития отечественной науки необходимы и качественные монографии, ориентированные не только на узкий круг специалистов. Это подразумевает более высокие требования к тексту, его структуре, оформлению, а в идеале и перевод на английский язык. Только так российская военно-морская наука сможет обновиться, избавиться от своего замкнутого, «корпоративного» характера и выйти на международный уровень.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся