Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Илья Иванов

Женевская академия международного гуманитарного права и прав человека

Критики ООН часто отмечают неэффективность этой организации по предотвращению кризисов, разрешению наиболее противоречивых вопросов, преодолению разногласий между странами-членами, в особенности когда речь заходит о постоянных членах Совета Безопасности ООН. Многие из этих критиков, однако, забывают о эффективных — и наиболее активных — сферах деятельности ООН: оказании гуманитарной помощи и защиты прав человека.

Критики ООН часто отмечают неэффективность этой организации по предотвращению кризисов, разрешению наиболее противоречивых вопросов, преодолению разногласий между странами-членами, в особенности когда речь заходит о постоянных членах Совета Безопасности ООН. Многие из этих критиков, однако, забывают о эффективных — и наиболее активных — сферах деятельности ООН: оказании гуманитарной помощи и защиты прав человека.

Система защиты прав человека ООН

Проблематика защиты прав человека существовала в ООН с создания самой организации. Так, одной из целей создания ООН, указанной в преамбуле к её Уставу, было «вновь утвердить веру в основные права человека». ООН связывают непосредственно и со Всеобщей декларацией прав человека 1950 г.: несмотря на то, что положения Декларации не носят обязательный характер, она заложила основу для других международных документов, обязательных к исполнению среди стран, подписавших их, (таких как Международный пакт о гражданских и политических правах или Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах), а многие нормы ВДПЧ сейчас составляют часть обычного международного права.

На сегодняшний день систему защиты прав человека в ООН можно условно разделить на три части: Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Совет по правам человека ООН, Договорные органы ООН.

unocha.org

Верховный комиссар

Институт Верховного комиссара ООН по правам человека был создан в 1993 г., и почти всё, что происходит в ООН в сфере прав человека, либо организовано Управлением Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ), либо производится в тесном сотрудничестве с ним. Среди партнёров УВКПЧ — Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Добровольцы Организации Объединённых Наций, Детский фонд Организации Объединённых Наций и др. Штаб-квартира УВКПЧ находится в Женеве, также действует офис в Нью-Йорке. Бюджет УВКПЧ в 2014 г. составил рекордную для агентства сумму в 123,7 млн долларов.

Договорные органы ООН базируются в УВКПЧ, в то время как значительная часть деятельности Совета по правам человека связана с СПЧ, начиная с административных вопросов и заканчивая ролью Верховного комиссара в этом органе.

Не вдаваясь в детали всех аспектов деятельности УВКПЧ (с которыми можно ознакомиться в Докладе 2014 г.), сегодня вызывают всё больший интерес — и всё большую поддержку — миссии УВКПЧ на местах. Среди них — мониторинговые миссии (среди которых Украина и ЦАР), офисы в странах, региональные управления и центры по всему миру. УВКПЧ также направляет своих сотрудников для поддержки миротворческих миссий, в качестве советников региональных координаторов ООН и во время кризисов в сфере прав человека в некоторых странах (например, в Оккупированных Палестинских Территориях или Сирии). Основная деятельность подобных миссий — мониторинг ситуации в области прав человека, расследование преступлений (в том числе преступлений в области международного гуманитарного права), установление фактов. Несмотря на то, что деятельность УВКПЧ на местах активизировалась лишь несколько лет назад, это направление работы УВКПЧ становится всё более важным — и более востребованным.

REUTERS/Antonio Parrinello
Илья Иванов: Гуманитарные принципы:
слово и дело

Совет по правам человека

С 1946 г. до 2006 г. работала Комиссия по правам человека — орган ООН, созданный ЭКОСОС как площадка для общения и обсуждения наиболее важных вопросов в сфере прав человека. В 2006 г. Комиссия, утратившая свой авторитет из-за высокой степени политизации, была реформирована в Совет по правам человека (СПЧ) ООН, состоящий из 47 стран-членов, которые представляют соответствующие регионы. СПЧ всё ещё критикуется за свою политизированность — впрочем, многие проблемы этого органа схожи с проблемами Генеральной Ассамблеи ООН. С другой стороны, на современном этапе СПЧ, одновременно разбираясь с насущными вопросами (такими как, например, защита правозащитников, права мигрантов или ситуация в Сирии), занимается теми аспектами защиты прав человека, которые сегодня разработаны в недостаточной степени (среди которых проблема детских, ранних и принудительных браков или влияние госдолга на права человека).

В дополнение к непосредственной деятельности стран в рамках СПЧ его структура включает в себя также Специальные процедуры и Универсальный периодический обзор (УПО). С начала деятельности СПЧ количество Специальных процедур почти удвоилось, и на март 2015 г. существует 55 Специальных процедур (многие из которых носят название Специальных докладчиков или Рабочих групп) по 41 тематическому мандату и 14 мандатам по странам. Специальные процедуры — это команды экспертов, работающих по конкретным вопросам защиты прав человека и представляющих свои доклады на сессиях СПЧ. Наиболее интересным нововведением СПЧ стали мандаты по странам — Сирии, Северной Корее, Беларуси. К сожалению, Специальные докладчики почти никогда не получают доступ в эти страны, и часто обвиняются в «политизированности» членами СПЧ.

Универсальный периодический обзор — попытка (относительно успешная) справится с политизированностью СПЧ. Этот механизм, созданный одновременно с реформой СПЧ, похож на обзоры договорных органов ООН — каждая страна проходит УПО, — однако рассмотрением в данном случае занимаются страны-члены СПЧ, и каждая из них может предложить свои рекомендации. Проблема политизированности рекомендаций всё равно существует (как правило, политические союзники высказываются в положительном ключе, оппоненты — в отрицательном), также как и избирательности — часто страны не соглашаются со всеми замечаниями, что может привести к ухудшению ситуации с правами человека в некоторых странах.

Договорные органы

С появлением в 1970-80-х гг. новых международных документов в области прав человека (таких как два Международных пакта, Конвенция о правах ребёнка, Конвенция против пыток и др.) возникла необходимость создать органы, которые будут следить за соблюдением этих договоров: так появились в системе ООН т.н. «договорные органы» — Комитет по правам человека, Комитет по правам ребёнка, Комитет против пыток, а также многие другие, которые рассматривают действия стран, выносят свои суждения по правонарушениям и предлагают рекомендации.

Комитеты состоят из экспертов в соответствующих областях; все страны-члены ООН проходят через процедуру беспристрастного рассмотрения, которая нивелирует политизацию в сфере защиты прав человека: к примеру, в 2014 г. Комитет против пыток, во время очередного рассмотрения ситуации в США (ещё до публикации Доклада Сената о пытках) нашёл больше 30 систематических нарушений. Комитеты также тесно сотрудничают с местными НПО — это позволяет получать полную информацию о ситуации в стране.

Комитеты могут также исполнять роль квази-судебных органов [1] - иными словами, любой гражданин этой страны может подать «иск» против своего государства, например, в Комитет по правам человека, который может рассмотреть дела более широкой тематики. Даже если государство не собирается выполнять решение договорного органа, подобное рассмотрение на международном уровне, во-первых, укажет на серьёзные нарушения в сфере прав человека, а во-вторых, серьёзно ухудшит имидж этого государства.

Гуманитарная деятельность

Стоит сделать важное уточнение: во-первых, под гуманитарной помощью не должна пониматься помощь развитию (также не менее важный аспект деятельности ООН), т.к. гуманитарная помощь оказывается, в основном, в условиях кризисов, природных катастроф, конфликтов и т.д., а также преследует иные цели (т.е. не долгосрочное развитие, а разрешение кризисов); во-вторых, под гуманитарной помощью понимается не только материальная помощь, но также и финансовая помощь, как и действия по защите мирного населения, поддержании необходимого уровня здравоохранения, продовольственной безопасности, санитарных норм и образования, и т.д.

Основные организации

С 2005 г., после т.н. «гуманитарной реформы ООН» началась новая эпоха развития гуманитарной сферы ООН. Одним из важнейших аспектов этой реформы стало внедрение новой схемы координации в ответ на всё бóльшую вовлечённость различных агентств системы ООН. Итогами реформы стало появление Управления по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), где расположен секретариат Межведомственного постоянного комитета — основного органа по координации гуманитарной деятельности ООН, - а также внедрение т.н. «кластерного подхода».

Суть кластерного подхода — в распределении ролей различных организаций в соответствии с их компетенциями под руководством гуманитарных координаторов (каждый из которых назначается на конкретную кризисную ситуацию) для максимально эффективного обеспечения гуманитарной деятельности на всех этапах.

Кластеры «возглавляются» наиболее активными организациями в соответствующих сферах: Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Международная организации по миграции занимаются вопросами управления и координациями лагерями (в первую очередь, беженцев и внутренних перемещённых лиц), Всемирная организация здравоохранения — кластером здравоохранения, и т.д. При этом некоторые организации занимаются не только вопросами, касающимися их непосредственной миссии, но и другими: так, Всемирная продовольственная программа ООН, кроме вопросов продовольственной безопасности, также возглавляет логистический кластер и кластер чрезвычайных телекоммуникаций.

Гуманитарная деятельность, однако, не заканчивается на системе ООН: организации активно взаимодействуют как с местными правительствами, которые зачастую лучше знают нужды своего населения, так и с другими международными организациями — в первую очередь с Международным Комитетом Красного Креста, Международным Движением Красного Креста и Красного Полумесяца и Национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца.

Вопросы финансирования

Вместе с введением кластерного подхода гуманитарная форма постаралась решить и вопросы финансирования, создав Центральный фонд реагирования на чрезвычайные ситуации (СЕРФ). Его задача заключается в налаживании механизма быстрого реагирования таким образом, чтобы организациями не требовалось ожидать дотаций стран на конкретные катастрофы и кризисы.

Как говорится в Докладе СЕРФ за 2014 г., с 2006 по 2014 г. Фонд получил больше 4 млрд долларов от 125 стран-членов ООН. На 460,8 млн долларов, полученных в 2014 г., Фонду удалось поддерживать деятельность гуманитарных организаций ООН в 45 странах, включая Южный Судан, ЦАР, Ирак и Непал.

С другой стороны, ресурсы СЕРФ — всего лишь 2% от общей суммы, потраченной на гуманитарный нужды в 2014 г. К сожалению, это говорит о том, что основные доноры — страны — не желают направлять свои деньги Фонду, который распределяет деньги максимально беспристрастно, в соответствии с текущими нуждами. Часто гуманитарная помощь становится очередным проявлением внешней политики, что отражается в том числе на несбалансированной системе финансирования гуманитарной деятельности. Более того, как отмечается в докладе Global Humanitarian Assistance 2015, ресурсов, направляемых на гуманитарную деятельность, почти всегда не хватает — в процентном отношении к целям этот недостаток может составлять от 20% до 40%. Можно сравнить затраты на гуманитарную сферу (в соответствии с данными УКГВ — 22,6 млрд долларов), например, с затратами на военную сферу (в соответствии с данными СИПРИ — 1776 млрд долларов) — получается, человечество тратит на создание кризисов примерно в 78,5 раз больше, чем на их решение.

Лучше, чем ничего?

В отличие от сферы зашиты прав человека, гуманитарная деятельность ООН — менее политизированная сфера. Сложности, несомненно, возникают в условиях конфликта, т.к. здесь задействованы политические интересы стран; наиболее трудными ситуациями становятся т.н. комплексные гуманитарные чрезвычайные ситуации (Complex humanitarian emergencies), сочетающие в себе природные катастрофы с конфликтами или иными антропоморфными кризисами. Система оказания гуманитарной помощи ООН пытается справляться со всеми этими сложностями, однако не всегда успешно.

Более того, отсутствие заинтересованности стран, следовательно, и политической воли, по предотвращению, раннему реагированию и должному разрешению гуманитарных катастроф приводит в результате к перерастанию краткосрочных кризисов в хронические, которые зачастую сказываются на тех странах, которые были в состоянии оказать необходимую помощь.

Кризис беженцев сегодня стал одним из наиболее ярких примеров: критическая ситуация в некоторых странах Ближнего Востока и Африки, которую проигнорировали (или которой, по крайней мере, не уделили достаточного внимания) многие развитые страны, включая членов ЕС, стала причиной нынешнего массового исхода; более эффективное и беспристрастное гуманитарное содействие в прошлом могло бы, как минимум, смягчить кризис, если не сделать его невозможным.

Даг Хаммаршёльд, Генеральный секретарь ООН в 1953-1961 гг., говорил, что «ООН создавалась не для того, чтобы привести человечество в рай, а для того, чтобы спасти его от ада». Гуманитарная деятельность ООН — как раз попытка спасти человечество от ада, или, по крайней мере, облегчить страдания тех, кто находится в нём.

1.Для этого, однако, от страны обычно требуется подписание соответствующего Факультативного протокола. К примеру, на сегодняшний день 115 стран ратифицировали ФП к Международному пакту о гражданских и политических правах, 80 стран — ФП к Конвенции против пыток.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся