Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Вольфганг Ишингер

Председатель «Мюнхенской конференции по вопросам безопасности»

Игорь Иванов

Президент РСМД, министр иностранных дел России (1998–2004 гг.), профессор МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН, член РСМД

Сэм Нанн

Бывш. председатель Комитета по делам вооруженных сил Сената США, главный исп. директор NTI

Десмонд Браун

Председатель Совета директоров Европейского сообщества лидеров за многостороннее ядерное разоружение и нераспространение, пэр Палаты лордов Парламента Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, министр обороны Великобритании (2006-2008 г.)

За все время после окончания холодной войны пропасть, разделяющая интересы России и Запада, никогда еще не казалась столь широкой. При этом, несмотря на наличие глубоких разногласий, существуют сферы неизменных общих интересов. Во избежание катастрофы Соединенные Штаты, Европа и Россия должны действовать вместе, как это было сделано даже в самые темные периоды холодной войны, чтобы предотвратить террористические акты и снизить риск вооруженных конфликтов или даже войн с применением ядерного оружия в Европе.

За все время после окончания холодной войны пропасть, разделяющая интересы России и Запада, никогда еще не казалась столь широкой. При этом, несмотря на наличие глубоких разногласий, существуют сферы неизменных общих интересов. Во избежание катастрофы Соединенные Штаты, Европа и Россия должны действовать вместе, как это было сделано даже в самые темные периоды холодной войны, чтобы предотвратить террористические акты и снизить риск вооруженных конфликтов или даже войн с применением ядерного оружия в Европе.

Со времен исторических событий 1989–1991 гг., навсегда изменивших Европу, каждый из нас был вовлечен, в том числе на государственном уровне, в решение проблем евроатлантической безопасности. Все это время усилиям по созданию общей системы безопасности в евроатлантическом регионе недоставало актуальности и креативности. Это привело к тому, что евроатлантическое пространство по-прежнему уязвимо перед политическими, экономическими кризисами, а также вызовами в сфере безопасности.

Отсутствие новых инициатив у всех сторон чревато дальнейшим ухудшением положения. Террористические атаки были совершены в Москве, Беслане, Анкаре, Стамбуле, Париже, Ницце, Мюнхене, Брюсселе, Лондоне, Бостоне, Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах, и ответственные за них готовятся нанести новые удары. Тысячи людей уже погибли на Украине с 2013 г., и число жертв продолжает расти. Ни в чем не повинные беженцы ищут спасения от разрушительных войн на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Напряженность в отношениях между Россией и Западом достигла опасно высокого уровня, что увеличивает риск случайности, ошибки или просчета, чреватых политической и военной эскалацией — или  даже новой войной.

Первый шаг на пути продвижения наших общих интересов — определение и реализация конкретных, практических, краткосрочных инициатив, направленных на снижение рисков, восстановление доверия и улучшение существующего ландшафта евроатлантической безопасности. Эти инициативы должны быть реализованы в пяти ключевых сферах:

— Мы должны снизить уровень опасности применения ядерного оружия. Сегодня риск случайного или ошибочного пуска ядерной баллистической ракеты неоправданно высок. Отправной точкой для минимизации этой угрозы может стать новое заявление президентов России и США о том, что ядерная война не может быть выиграна и никогда не должна быть развязана. В свое время с таким заявлением выступили Р. Рейган и М. Горбачев. Тогда общественность обеих стран положительно расценила этот шаг как начало оздоровления отношений.

— Мы должны снизить риск ядерного «мгновенного удара», когда ядерные силы готовы к мгновенному запуску и способны поразить поставленную цель за несколько минут. США и Россия должны взять на себя обязательство начать переговоры о снятии значительной доли стратегических ядерных сил с режима мгновенного пуска. Наряду с заявлением, предложенным выше, это определило бы стратегическое направление работы по уменьшению ядерной угрозы.

— Мы должны уменьшить угрозу попадания ядерных и радиологических материалов в руки террористов. Поскольку «Исламское государство» ищет новые возможности для экспорта террора в Европу, Северную Америку и в другие регионы, оно может пытаться получить и привести в действие радиологическое распыляющее устройство, известное как «грязная бомба». Россия, Соединенные Штаты и Европа обязательно должны возглавить глобальные усилия по охране наиболее уязвимых для террористов ядерных и радиологических материалов по всему миру. В частности, сотрудничество по обеспечению безопасности радиоактивных источников являет собой насущную необходимость. Многие объекты, использующие эти материалы, плохо защищены и уязвимы, а на сегодняшний день предполагаемым сроком обеспечения безопасности всех известных уязвимых источников в мире обозначен 2044 г.

— Мы должны снизить риски военной конфронтации путем усиления контактов между военными. Этого можно добиться через создание новой Группы военного кризисного управления Россия-НАТО. Эта инициатива должна сопровождать усилия по возобновлению двустороннего диалога между военными России и Соединенных Штатов. Основное внимание Группы должно уделяться принятию мер по повышению транспарентности и доверия.

— Мы должны снизить риск возникновения инцидентов в воздухе, которые могут привести к политическому или военному конфликту. Текущее наращивание военной активности в воздушном пространстве, где одновременно оперируют и Россия, и НАТО, представляет неприемлемую опасность для гражданского воздушного движения. Государства, действующие в регионе Балтийского моря, для начала должны обменяться правилами «должного внимания» — национальными правилами эксплуатации, которые должны соблюдать государственные воздушные суда вблизи гражданских. Техническая поддержка повышенной транспарентности деятельности сторон в воздушном пространстве позволит значительно снизить риск столкновения.

Сегодня перед Европой, Америкой и Россией стоит много вызовов. Но ничто не должно отводить фокус от важной цели — определить новую политическую систему координат, основанную на экзистенциальных общих интересах и способную остановить дальнейшее ухудшение отношений и укрепить евроатлантическую безопасность. Предложенные нами практические шаги на краткосрочную перспективу — хорошее начало, откладывать которое нельзя.

Впервые опубликовано на английском языке в Project Syndicate

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Текущий опрос

Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

Прошедший опрос

  1. Какой исход выборов в Конгресс США, по вашему мнению, мог бы оказать положительное влияние на российско-американские отношения в краткосрочной перспективе?

    Ни один из возможных результатов не способен оказать однозначного влияния  
     181 (71%)
    Большинство республиканцев в обеих палатах  
     46 (18%)
    Большинство демократов в обеих палатах  
     27 (11%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся