Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.63)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Григорий Косач

Д.и.н., профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ, эксперт РСМД

21 июня 2017 г. высший эшелон саудовского политического истеблишмента во дворце ас-Сафа присягнул новому наследному принцу Королевства Саудовская Аравия Мухаммеду бен Сальману. Мухаммед бен Наеф, достигший возраста 58 лет, был освобожден от постов наследника престола, первого заместителя председателя Совета министров и министра внутренних дел.

Арабоязычная пресса назвала данное назначение свидетельством «омоложения» монархической власти на Ближнем Востоке, где подобные трансформации проходят крайне трудно и болезненно. При этом во внутренней иерархии правящей семьи, которая состоит из различных фракций, продолжают сохраняться трения и противоречия. Государство, представленное той или иной властвующей фракцией семьи, всегда было источником модернизационных изменений в Саудовской Аравии. Но глубина этих изменений определялась не только личными качествами и пристрастиями монарха, но и тем, в какой мере участником осуществлявшихся им преобразований выступал образованный класс. Выращенные государством молодые интеллектуалы считали возможным осуществить эти изменения при опоре на «реформатора во власти». Сегодня роль реформатора играет Мухаммед бен Сальман. Курс, направленный на реформирование внутренней политики и продолжение активной внешнеполитической роли Эр-Рияда, будет углублен.


Утром 21 июня 2017 г. были преданы гласности указы короля Сальмана, менявшие высший эшелон саудовского политического истеблишмента. Указ А/255 освободил принца Мухаммеда бен Наефа, достигшего возраста 58 лет, от постов наследника престола, первого заместителя председателя (его функции исполняет правящий монарх) Совета министров и министра внутренних дел. Новым наследником престола и первым заместителем главы правительства стал тридцатидвухлетний принц Мухаммед бен Сальман, сохранивший за собой пост министра обороны.

Указ А/257 назначил на пост главы внутриполитического ведомства принца Абдель Азиза бен Сауда бен Наефа. В свою очередь, указы А/258 и А/260 предоставили посты заместителей нового министра внутренних дел «разночинным» выдвиженцам из рядов нового образованного класса. Несколько следующих указов вводили в состав советников королевской канцелярии внуков бывших королей Фейсала и Фахда, а также умершего в 2011 г. (тогда наследного принца) Султана.

Вечером 21 июня в мекканском дворце ас-Сафа члены королевской семьи (первым среди них был Мухаммед бен Наеф) и высшие государственные и религиозные деятели принесли присягу новому наследнику престола. К тому времени принц получил поздравления руководителей государств — членов Совета сотрудничества арабских государств Залива (за исключением Катара), Египта и Иордании. Список поздравивших Мухаммеда бен Сальмана мировых лидеров возглавили Д. Трамп и Т. Мэй.

Комментируя изменения на вершине властной пирамиды, обозреватель ведущего арабоязычного издания мира Asharq Al-Awsat Абдель Рахман ар-Рашид писал: «Передача поста наследника престола принцу Мухаммеду бен Сальману от принца Мухаммеда бен Наефа, благословившего своего преемника и пожелавшего ему успеха, — свидетельство изменений и “омоложения”. Эти изменения происходят не так, как это случается на Ближнем Востоке, где они трудны и мучительны. Напротив, они предполагают стабильность. Передача поста наследника престола прошла в рамках политической системы и на основе принятых процедурных норм — решения монарха, поддержки королевской семьи и присяги представителей различных слоев общества».

Забота о сохранении существующей формы правления — общая задача всех фракций правящей семьи, превращающая ее в корпоративное сообщество и заставляющая проводить единый внутри- и внешнеполитический курс.

Слова «принятые процедурные нормы» относились и к текстам июньских указов. Преамбулы каждого из них содержали отсылки к принятому в 1992 г. конституционному акту — Основному закону правления, а также Закону о министрах и их заместителях. Специфичность указа А/255 предполагала, что в нем наряду с упоминанием Основного закона правления содержалась и отсылка к Закону о Комитете присяги. В указе отмечалось, что отставка принца Мухаммеда бен Наефа и «[королевский] выбор» принца Мухаммеда бен Сальмана поддержаны подавляющим большинством членов Комитета присяги — сформированного в октябре 2006 г. органа, призванного институализировать процесс престолонаследия в интересах сохранения национального единства. В марте 2014 г. (в эпоху правления короля Абдаллы) был введен пост заместителя наследника престола, назначаемого правителем по согласованию с членами Комитета.

Комитет присяги состоит, как гласит связанный с ним законодательный акт, «из сыновей короля-основателя» либо его внуков, представляющих те фракции правящего семейства, главы которых скончались или физически не могут присутствовать на его заседаниях. Иными словами, в Комитете представлены все фракции многочисленных потомков создателя современного саудовского государства, задача которых состоит в том, чтобы вместе с монархом достичь консенсуса в отношении кандидатуры наследника престола и обеспечить непрерывность пребывания семьи Саудидов на вершине политической власти. Сама же эта непрерывность (определяющая легитимность государства) оформлена пятой статьей Основного закона правления: «Власть принадлежит сыновьям короля-основателя и сыновьям [его] сыновей». Забота о сохранении существующей формы правления — общая задача всех фракций правящей семьи, превращающая ее в корпоративное сообщество и заставляющая проводить единый внутри- и внешнеполитический курс.

Вместе с тем появление Комитета присяги не изменило сути власти (остающейся во многом «распыленной»), различного положения фракций во внутренней иерархии семьи и не ликвидировало существующих в ней трений. Это корпоративное сообщество неоднородно, в нем присутствуют миноритарии — младшие принцы, дети женщин из «низких» родов Неджда [1] (как и завоеванных Ибн Саудом территорий) либо иностранок, не включенных в систему аравийских родоплеменных отношений, и мажоритарии — старшие принцы, потомки короля Фейсала [2] и членов клана Судейри [3] — королей Фахда и Сальмана, принцев Султана и Наефа. Начинание короля Абдаллы (за которым стояли его личные интересы), связанное с назначением на пост наследника престола младшего принца Мукрана бен Абдель Азиза, не было успешным. В конце апреля 2015 г. указом короля Сальмана Мукран был отправлен в отставку, его пост занял Мухаммед бен Наеф, а пост заместителя наследника — Мухаммед бен Сальман.

Июньские указы 2017 г. не изменили положения принцев-мажоритариев, сохранивших ведущее положение в иерархии власти. Речь идет о потомках не только Фейсала, Фахда и Султана, но и Наефа (в течение небольшого времени после смерти Султана исполнявшего обязанности наследного принца и одновременно министра внутренних дел). Его внук — принц Абдель Азиз бен Сауд бен Наеф получил пост главы внутриполитического ведомства. Смена поколений в высшем эшелоне власти обрела дополнительное ускорение. Впервые в саудовской истории высший государственный пост получил правнук короля-основателя, с мая 2016 г. занимавший пост советника своего дяди Мухаммеда бен Наефа.

Саудовская власть постепенно пополняется далекими (по происхождению) от королевской семьи и чаще всего молодыми «разночинцами». Важнейший источник новых кадров менеджеров — Консультативный совет с его выходцами из всех регионов, социальных и конфессиональных групп. Ведущая роль династии в системе государственного управления (но под ее собственным контролем) хотя и медленно, но снижается. Ранее монополизированный фракцией короля Фейсала пост главы внешнеполитического ведомства в эпоху короля Сальмана передан «разночинцу» Адилю Аль-Джубейру, июньские указы открыли «разночинцам» путь и в министерство внутренних дел. Саудовская Аравия повторяет путь, по которому уже идут ее союзники по ССАГЗ.

В свою очередь, движение к вершине власти Мухаммеда бен Сальмана, инициатора перестройки, оформленной проектом «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030», обрело четкость. Отсутствие в текстах указов упоминаний о назначении кого-либо из принцев-мажоритариев заместителем наследника престола заставляет не только считать, что этот пост ликвидирован, но и видеть в действиях Сальмана шаги к превращению монархии в институт наследственной власти. Прецеденты развития событий в этом направлении уже существуют — Бахрейн и Катар.

Принц Мухаммед бен Сальман: путь к вершине власти

Возвышение бакалавра права факультета юриспруденции и политических наук эр-риядского Университета им. короля Сауда [4], первоначально пробовавшего себя в коммерции, а затем вошедшего в качестве «освобожденного советника» в состав Комиссии экспертов при кабинете министров (составленной из разночинных представителей образованного класса), связано с укреплением позиций его отца. Первым шагом на этом пути стало назначение Мухаммеда бен Сальмана в декабре 2009 г. на пост советника губернатора саудовской столицы — будущего короля Сальмана. Назначение отца министром обороны в ноябре 2011 г. позволило сыну стать руководителем его канцелярии и министром без портфеля. В марте 2013 г. после обретения отцом статуса наследника престола сын возглавил его канцелярию.

Провозглашение Сальмана королем в январе 2015 г. позволило Мухаммеду бен Сальману унаследовать пост министра обороны. Осуществленное в 2015 г. переформатирование государственного аппарата привело к созданию подчиненного принца Совета по экономике и развитию, курирующего все экономические и социальные министерства и ведомства. Появилась важнейшая предпосылка для реализации инициированного им в апреле 2016 г. проекта диверсификации экономики и перестройки социальной жизни «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030», включающего в том числе и продолжение курса на сокращение сферы господства религии и ее огосударствление.

Государство, представленное той или иной властвующей фракцией семьи, всегда было источником модернизационных изменений в Саудовской Аравии. Но глубина этих изменений определялась не только личными качествами и пристрастиями монарха, но и тем, в какой мере участником осуществлявшихся им преобразований выступал образованный класс. Диверсификация экономики — требование образованного класса, поставленное им в 1990-е гг. и актуализированное в эпоху «арабской весны». Оно выдвигалось в контексте расширения числа участников принятия политического решения, поощрения ненефтяного сектора и увеличения доли частного предпринимательства в ВВП, создания избираемых институтов законодательной власти, ускорения процесса женской эмансипации.

Выращенные государством молодые интеллектуалы считали возможным осуществить эти изменения при опоре на «реформатора во власти». Сегодня роль этого реформатора играет считающий себя частью страты молодежи Мухаммед бен Сальман. В интервью The Economist он сказал: «Саудовская Аравия, которую хотим создать я и 70% саудовцев, — это страна, не опирающаяся на нефть, с растущей экономикой и прозрачными законами, занимающая сильное место в мире, способная осуществить мечту любого саудовца, предоставив ему мотивирующие его стимулы».

Комментируя новое назначение, саудовская пресса назвала Мухаммеда бен Сальмана «отцом развития и автором “Видения”». Это означает, что курс, направленный на реформирование внутренней политики и продолжение активной внешнеполитической роли Эр-Рияда (доказанной многочисленными дипломатическими миссиями Мухаммеда бен Сальмана, включая его встречи с Д. Трампом и В. Путиным), будет углублен.

1. Историко-географический регион Аравийского полуострова, родина саудовской государственности.

2. Сын Ибн Сауда от Тарфы бинт Абдалла Аль аш-Шейх из семьи потомка Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба.

3. Сыновья Ибн Сауда от Хиссы бинт Ахмед ас-Судейри из влиятельного рода недждийского района Судейр.

4. Большинство внуков-мажоритариев основателя династии — выпускники американских высших учебных заведений.


Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.63)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся