Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 21, Рейтинг: 3.76)
 (21 голос)
Поделиться статьей
Василий Кашин

К.полит.н., с.н.с. Центра стратегических проблем СВА, ШОС и БРИКС ИДВ РАН, с.н.с. Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперт РСМД

Доклад Си Цзиньпина XIX съезду КПК обозначил приоритеты развития Китая не только на пятилетний период до следующего, XX съезда, но и на более длительный срок. Си решил зафиксировать ряд приоритетов развития страны, которые обсуждались и частично продвигались еще при прежнем поколении руководства, но так и не стали частью повестки. В отличие от предыдущего этапа истории КНР, теперь эти приоритеты будут в центре внимания.

— Сбалансированное развитие и снижение неравенства важнее темпов роста экономики. Особое внимание предполагается уделить выравниванию перекосов между городом и деревней, а также ускоренному развитию бедных и периферийных районов;

— Рыночные реформы и либерализация экономики уходят на второй план. Си хочет сделать китайские государственные корпорации «сильнее и крупнее». Экономика будет оставаться смешанной; основное внимание будет уделяться устранению административных барьеров развития бизнеса и административных монополий, поддержке конкуренции. Государство будет уходить от административного регулирования цен там, где оно еще сохраняется. Будет усилен надзор и регулирование финансового сектора;

— Особое внимание предполагается уделить идеологической работе и идеологической обработке членов партии. Борьба с коррупцией продолжится;

— Будет проводиться активная внешняя политика и продолжаться ускоренная модернизация вооруженных сил;

— Будет усиливаться государственная поддержка малых и средних предприятий в инновационной сфере, проведена реформа системы управления высокотехнологичными отраслями, усилено внимание к обмену технологиями между ВПК и гражданской экономикой.


REUTERS/Tyrone Siu
Сувенирные тарелки с изображениями Си Цзиньпина и Мао Цзэдуна

Ключевой доклад генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина XIX съезду КПК обозначил приоритеты развития Китая не только на пятилетний период до следующего, XX съезда, но и на более длительный срок. От подобного рода документов нельзя ожидать сюрпризов. Доклад генерального секретаря не его личная точка зрения — это позиция ЦК. Доклад готовится на протяжении длительного времени обширным коллективом, включающим в себя высокопоставленных партийных руководителей, и представляет собой результат множества компромиссов.

Для официальных китайских политических документов характерны особое внимание к подчеркиванию исторической преемственности и опора на исторический прецедент. Данная особенность берет свое начало у истоков китайской цивилизации и нисколько не ослабевает по сей день. Преемственность подчеркивается даже в тех случаях, когда, по сути, новый курс в реальности полностью отрицает старый. В результате китайский документ труден для восприятия западным и российским читателями. Большая часть его состоит из бесконечного повторения, на первый взгляд, бессмысленных фраз, практический смысл которых — правильное позиционирование выступающего по отношению к его предшественникам. Любые новшества всегда основаны на прочном историческом фундаменте. Идеологические обоснования политики, несмотря на свою расплывчатость, обычно важнее конкретики.

Объявленный в докладе курс отражает тенденции в китайской политике, обозначившиеся явным образом еще в конце 2000-х гг., до того, как Си Цзиньпин возглавил партию и государство. Тем не менее выступление Си позволяет дать определенные ответы на ряд вопросов о будущем развитии Китая, по которым сохранялась неопределенность. Значение имеют нюансы и акценты сделанных политических заявлений.

Подобно каждому из своих предшественников, Си Цзиньпин вносит свой теоретический вклад в идеологию КПК, в так называемый «социализм с китайской спецификой в новой эре». Это название указывает на масштаб амбиций. Си, при всех многочисленных ссылках на прошлое и подчеркивании преемственности, претендует на провозглашение нового этапа в истории КНР.

До сих пор «социализм с китайской спецификой», без упоминаний «новой эры», сформулированный в начале периода реформ Дэн Сяопином, считался основой идеологии китайской коммунистической партии. Идеологическое творчество Цзян Цзэминя («теория трех представительств») и Ху Цзиньтао («научное развитие») претендовало на роль дополнений и уточнений «социализма с китайской спецификой», но никак не на новую главу в развитии партийной идеологии.

Как говорил Ху Цзиньтао в своем докладе XVII съезду КПК, «теоретическая система социализма с китайской спецификой — научная теоретическая система, включающая в себя важные стратегические идеи Дэн Сяопина, теорию “трех представительств”, концепцию научного развития». С точки зрения идеологии КПК, в «социализм с китайской спецификой» входит весь период развития партийной догматики после Мао Цзэдуна. Следовательно, вступление социализма с китайской спецификой в новую эру можно считать завершением периода китайской истории, связанного с эпохой реформ, и выходом за рамки старого учения.

Каковы практические следствия этого шага? Судя по выступлению, Си решил зафиксировать ряд приоритетов развития страны, которые обсуждались и частично продвигались еще при прежнем поколении руководства, но так и не стали частью повестки (или не играли в ней достаточно важной роли). В отличие от предыдущего этапа истории КНР, теперь эти приоритеты будут в центре внимания. Вот некоторые из новшеств:

— Сбалансированное развитие и снижение неравенства важнее темпов роста экономики. Си ушел от упоминаний о планах удвоить к 2020 г. ВВП страны по отношению к уровню 2010 г., встречавшихся в документах XVIII съезда. Один из вызовов нового китайского общества — противоречие между потребностью населения в лучшей жизни и неравномерностью, несбалансированностью развития. Внимание на проблемы бедности и неравенства обращал еще предшественник Ху Цзиньтао. Однако период правления предыдущего поколения лидеров, пришедшийся главным образом на «жирные 2000-е», стал потерянным временем для реформ. Теперь откладывать уже невозможно. Особое внимание предполагается уделить выравниванию перекосов между городом и деревней, а также ускоренному развитию бедных и периферийных районов. Планируется ускорить создание общенациональных систем пенсионного и медицинского обеспечения, развернуть борьбу с поставками некачественных лекарств, расширить доступ населения к образовательным услугам, развернуть программу по борьбе с бедностью. Таким образом, важнейшая задача сейчас — снижение градуса социального напряжения, порождаемого бедностью и неравенством.

— Рыночные реформы и либерализация экономики уходят на второй план. Слово «рынок» упоминается намного реже, чем в докладах к предыдущим съездам, хотя в докладе сказано и о поддержке предпринимательства и защите инвесторов. Си прямо заявляет, что хочет сделать китайские государственные корпорации «сильнее и крупнее», в то же время улучшив качество управления ими. Из государственных корпораций предполагается выращивать национальных чемпионов. При этом экономика будет оставаться смешанной, основное внимание будет уделяться устранению административных барьеров развития бизнеса и административных монополий, поддержке конкуренции. Государство будет уходить от административного регулирования цен там, где оно еще сохраняется. Будет усилен надзор и регулирование финансового сектора — отражение нарастающей проблемы долгов корпоративного сектора и местных правительств.

— Во внутренней политике ожидать послаблений также не приходится. Значительная часть выступления Си была посвящена совершенствованию работы партийного аппарата с целью сохранения и упрочения руководящей роли КПК в жизни страны. Особое внимание предполагается уделить идеологической работе и идеологической обработке членов партии. Борьба с коррупцией продолжится: предполагается провести реформу партийного и государственного контрольных механизмов с целью повышения их эффективности.

— Будет проводиться активная внешняя политика и продолжаться ускоренная модернизация вооруженных сил. «Китай будет и далее играть роль ответственной великой державы, активно участвуя в реформе глобального управления, прикладывая к этому свою силу и мудрость», — отметил Си. Китай будет проводить «политику великой державы с китайскими характеристиками». Вооруженные силы должны к 2020 г. добиться успехов в механизации, информатизации и повышении стратегических возможностей, к 2035 г. завершить модернизацию (видимо, технически встать вровень с ведущими армиями мира), к 2050 г. — выйти на передовые позиции в мире. Рубежи 2020 и 2050 гг. встречались и ранее, 2035 г. упоминается впервые.

— Особое внимание будет уделяться государственной поддержке инноваций. Слово «инновации» встречается в тексте более 50 раз. Речь идет о внедрении инноваций в госуправление, поддержке инновационных технологий, стимулировании инновационных компаний и т. п. Будет усиливаться государственная поддержка малых и средних предприятий в инновационной сфере, проведена реформа системы управления высокотехнологичными отраслями, усилено внимание к обмену технологиями между ВПК и гражданской экономикой. В последнее время Си создал ряд организационных структур по управлению крупными инновационными проектами, одну из которых — Центральный совет по интегрированному военному и гражданскому развитию — возглавил лично. Очевидно, китайское руководство видит в инновациях основной источник экономического роста на будущее и одновременно гарантию безопасности страны в военной сфере.


Оценить статью
(Голосов: 21, Рейтинг: 3.76)
 (21 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся