Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Батюк

Д.и.н., руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН, эксперт РСМД

За последние два с половиной года ситуация в Афганистане существенно осложнилась. Нестабильная обстановка в Афганистане открывает для ИГ окно возможностей для проникновения в страну.   В этих условиях Пентагон настаивает на необходимости не сокращать, а, напротив, наращивать численность американских войск в Афганистане и расширять их мандат, предоставив американским военным право проводить самостоятельные военные операции. Под нажимом американских военных президент Д. Трамп был вынужден серьезно пересмотреть свой подход к американской политике в этой стране.

Сегодня перспективы сотрудничества Москвы и Вашингтона по нормализации обстановки вокруг Афганистана представляются достаточно туманными. И дело даже не только в крайне низком уровне российско-американских отношений в настоящее время, но еще и в том, что в Соединенных Штатах воспринимают взаимоотношения с российской стороной по афганскому вопросу как «игру с нулевой суммой». Об этом свидетельствуют, в частности, обвинения в адрес России в том, что она снабжает «Талибан» оружием. Видимо, в Вашингтоне всерьез опасаются, что в случае полного ухода США и их союзников по НАТО из Афганистана геополитический вакуум в этой стране будет быстро заполнен такими акторами, как Иран, Китай, Пакистан и Россия, которые далеко не всегда разделяют американские взгляды и ценности.

В конце 2011 г. были выведены американские войска из Ирака, а в конце 2014 г. большая часть американских войск была выведена из Афганистана. Тем самым администрация Б. Обамы попыталась снять эти два сильнейших раздражителя в отношениях со странами региона и, кроме того, обеспечить выполнение обещаний президента о прекращении участия американских войск в активных военных действиях в этих двух исламских государствах. Как отмечалось в Стратегии национальной безопасности, утвержденной президентом США в феврале 2015 г., «в Афганистане мы завершили свою боевую миссию и серьезно сократили численность нашей группировки, которая теперь сосредоточилась на работе по формированию суверенного и стабильного партнера в лице афганского государства, где не будет безопасных убежищ для международных террористов» [1]. Результатом сокращения американского военного присутствия в регионе, однако, стал захват «Исламским государством» одной трети территории Ирака летом 2014 г. и активизация исламских экстремистов в Афганистане.

Reuters
U.S. airpower in Afghanistan

Стало ясно, что Соединенные Штаты просто не смогут позволить себе взять и «уйти» с Ближнего Востока. Вот почему Соединенные Штаты будут вынуждены сохранять свое военное присутствие в регионе и в дальнейшем. Однако это присутствие будет достаточно ограниченным. Конкретно в Афганистане в связи с окончанием операции «Несокрушимая свобода» (Enduring Freedom) численность американских войск была сокращена к началу 2015 г. до 9800 человек, а общая численность военнослужащих стран — членов НАТО составила 12 тыс. солдат и офицеров из 14 стран, расквартированных на 21 базе. В рамках новой американской операции «Страж свободы» (Freedom’s Sentinel) основные усилия будут сосредоточены не на участии американских военных в боевых операциях в стране: они сосредоточатся на подготовке афганских вооруженных сил и содействию им [2]. При этом, однако, американские военные добились у Белого дома разрешения на проведение операции против талибов, «Аль-Каиды», сети Хаккани и других исламистских группировок в случае, если по данным разведки они будут представлять угрозу американским войскам в стране.

За последние два с половиной года ситуация в Афганистане, однако, существенно осложнилась. Несмотря на отдельные успехи афганских сил безопасности, значительная часть территории страны остается под контролем талибов. В настоящее время «Талибан» контролирует более 70% востока и юга страны. Что особенно опасно — нестабильная обстановка в Афганистане открывает для ИГ окно возможностей для проникновения в страну.

В этих условиях Пентагон настаивает на необходимости не сокращать, а, напротив, наращивать численность американских войск в Афганистане и расширять их мандат, предоставив американским военным право проводить самостоятельные военные операции. Под нажимом американских военных президент Д. Трамп, который во время президентской кампании 2016 г. критиковал американское военное вмешательство в Афганистане, был вынужден серьезно пересмотреть свой подход к американской политике в этой стране. В своем выступлении 21 августа 2017 г. президент заявил, что, в дополнение к 11 тыс. американских военнослужащих, расквартированных в Афганистане, туда будут переброшены еще 4 тыс. американских военных. Это ясный сигнал о том, что Вашингтон намерен и впредь сохранять свое военное присутствие в стране. Непонятно, правда, что смогут сделать 15 тыс. американских солдат и офицеров там, где не смогли добиться победы около 100 тыс. американских военных (именно столько было американских войск в стране в 2010 г.).

Что касается возможности российско-американского взаимодействия в деле нормализации обстановки вокруг Афганистана, то сегодня перспективы такого сотрудничества Москвы и Вашингтона представляются достаточно туманными. И дело даже не только в крайне низком уровне российско-американских отношений в настоящее время, но еще и в том, что в Соединенных Штатах воспринимают взаимоотношения с российской стороной по афганскому вопросу как «игру с нулевой суммой». Об этом свидетельствуют, в частности, обвинения в адрес России в том, что она снабжает «Талибан» оружием. Видимо, в Вашингтоне всерьез опасаются, что в случае полного ухода США и их союзников по НАТО из Афганистана геополитический вакуум в этой стране будет быстро заполнен такими акторами, как Иран, Китай, Пакистан и Россия, которые далеко не всегда разделяют американские взгляды и ценности.

1. National Security Strategy. February 2015. Washington, D.C. — P. 9.

2. Statement of General John F Campbell, USA Commander U.S. Forces—Afghanistan Before The Senate Armed Services Committee On The Situation In Afghanistan 12 February 2015. — P. 2 – 6.

Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
array(3) {
  ["Безопасность"]=>
  string(24) "Безопасность"
  ["Центральная Азия"]=>
  string(31) "Центральная Азия"
  ["Политическая и экономическая динамика стран Центральной Азии"]=>
  string(114) "Политическая и экономическая динамика стран Центральной Азии"
}

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся