Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Павел Каневский

К.полит.н., доц. каф. политологии и социологии политических процессов социологического факультета МГУ, эксперт РСМД

Американская нефтяная промышленность сегодня находится на пороге самой серьезной смены вектора развития с 1970-х гг., когда был введен запрет на экспорт черного золота на внешние рынки. Необходимость в существующем запрете экспорта нефти ставится под сомнение мощной лоббистской группой, официально созданной в Вашингтоне лидерами индустрии: Exxon Mobil, Conoco Phillips, Chevron, PBF Holding co., Shell Oil Co., Tesoro Corp., к которым присоединились прочие крупные производители.

Американская нефтяная промышленность сегодня находится на пороге самой серьезной смены вектора развития с 1970-х гг., когда был введен запрет на экспорт черного золота на внешние рынки. «Закон об энергетической политике и охране окружающей среды» был законодательно оформлен 38-м президентом США Джеральдом Фордом в 1975 г. и отчасти был протекционистской мерой, направленной на защиту американского рынка от неустойчивой мировой конъюнктуры и непредсказуемости мировых экспортеров. Необходимость в существующем запрете ставится под сомнение мощной лоббистской группой, официально созданной в Вашингтоне лидерами индустрии: Exxon Mobil, Conoco Phillips, Chevron, PBF Holding co., Shell Oil Co., Tesoro Corp., к которым присоединились прочие крупные производители. Мозговой центр данной группы интересов –Американский институт нефти (API), президент которого Джек Джерард считается одним из главных архитекторов новой энергетической стратегии Соединенных Штатов.

Суть стратегии заключается в том, что США должны стать полноправным членом конкурентного рынка энергоносителей, начав более явно и более открыто влиять на процесс перераспределения рыночных долей. Благодаря сланцевой революции и активной разработке месторождений на Аляске, США вышли на первое место в мире по добыче нефти, опередив Россию и Саудовскую Аравию. Внутреннего рынка уже оказывается недостаточно, чтобы поддерживать оборот энергоносителей – это ведет к постоянному переполнению нефтяных хранилищ, следовательно, к падению роста и сокращению числа разработок.

priceofoil.org
Президент Американского института
нефти Джек Джерард


Сторонники новой парадигмы считают, что в долгосрочной перспективе спрос на энергоносители будет увеличиваться в первую очередь за счет Азиатско-Тихоокеанского региона.

По мнению представителей отрасли и поддерживающих их политиков, настала пора пересмотреть роль Соединенных Штатов на глобальном рынке энергоносителей, позволив производителям выйти за тесные рамки ограничений. Сторонники новой парадигмы считают, что в долгосрочной перспективе спрос на энергоносители будет увеличиваться в первую очередь за счет Азиатско-Тихоокеанского региона, постепенно берущего на себя роль нового мотора глобальной экономики. Другой аргумент в том, что в Европе сильны настроения по поводу нежелательности дальнейшей энергетической зависимости от России, а потому Старый Свет потенциально нужно рассматривать в качестве важнейшего рынка сбыта нефти и газа. Подобное сближение могло бы стать одной из центральных колонн в механизме интеграции экономик США и Европы – идеи, которая имеет значительное число сторонников по обе стороны Атлантики. В конечном счете, данная энергетическая стратегия преподносится как часть новой системы мировой торговли, над которой активно работает администрация Б.Обамы и которая наиболее наглядно выражена в проектах транс-тихоокеанского и транс-атлантического партнерства.

Показательна динамика отношения американского истеблишмента к отмене закона об энергетической политике. В 1980-2000-е гг. лоббисты от нефтяной отрасли предпринимали лишь точечные действия, направленные на корректировку закона. Локальные успехи были достигнуты во времена президентства Рональда Рейгана, Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего, которые позволили некоторым компаниям и штатам экспортировать отдельные сорта нефти, т.к. это соответствовало национальным интересам и напрямую не противоречило основному закону. Целенаправленные шаги, нацеленные на снятие каких-либо ограничений для всей отрасли, начались относительно недавно – в 2012 г. По времени это было связано не только со стабильно высокими ценами на нефть и открытием новых технологий по разработке сланцевых месторождений, но и с тем, что в истеблишменте стали возникать новые идеи по поводу роли США на мировом энергетическом рынке. В декабре 2014 г. конгрессмен от Техаса Джо Бартон представил проект закона, направленный на отмену запрета экспорта американской нефти, что стало первой скоординированной попыткой нефтяной отрасли пересмотреть запрет.

Старый Свет потенциально нужно рассматривать в качестве важнейшего рынка сбыта нефти и газа.

Несмотря на то, что новая энергетическая стратегия обладает серьезной экономической и политической поддержкой, она имеет и ряд противников. Прежде всего, это касается тех, кто считает, что США не должны открыто выходить на крайне волатильный нефтяной рынок, так как они станут более зависимыми от мировых колебаний цен на энергоносители, вновь впустят импортную нефть в Соединенные Штаты и косвенно могут быть втянуты в ряд региональных конфликтов.

Смысл закона об энергетической политике состоял, во-первых, в том, что США создают сбалансированную и стабильную суверенную энергетическую систему, во-вторых, в том, что заложенные в закон нормы охраны окружающей среды, позволяют совершенствовать стандарты топлива, делая их более экологичными. Это подстегнуло развитие индустрии переработки нефтяных продуктов с годовым доходом более $700 млрд, сделало более прибыльной автомобильную промышленность и позволило снизить издержки для ведущих авиакомпаний.

Evan Vucci/AP
В декабре 2014 г. конгрессмен от Техаса Джо
Бартон представил проект закона,
направленный на отмену запрета экспорта
американской нефти, что стало первой
скоординированной попыткой нефтяной
отрасли пересмотреть запрет


Отмена закона об энергетической политике сегодня представляется более возможной, чем когда-либо.

Именно представители трех данных отраслей формируют сегодня в Конгрессе конкурирующий альянс лоббистов, направленный на сохранение существующего закона. По их мнению, снятие запрета несет угрозу национальной безопасности, так как становится непонятной судьба Стратегического топливного резерва – системы хранилищ, созданных в 1977 г. и способных находится в эксплуатации до 2025 г. Данная система – часть стратегии энергетической безопасности, впервые сформулированной во время президентства Гарри Трумена, основной целью которой было создание топливной инфраструктуры для обеспечения потребностей внутреннего рынка, защищенной от внешних вмешательств. Критики снятия запрета на экспорт опасаются, что хранилища могут начать использовать как буферные точки для перепродажи нефти за рубеж, что сделает всю систему нефтяных резервов более уязвимой перед стихийным рынком и иностранными интересами. Наконец, многие не желают пересмотра экологических стандартов, которые неизбежно последуют за изменением законодательства, но которых долгое время добиваются нефтедобывающие компании.

Несмотря на существующую оппозицию, отмена закона об энергетической политике сегодня представляется более возможной, чем когда-либо. Она набирает все больше поддержки не только в контролируемом республиканцами Конгрессе, но и в администрации Барака Обамы. Программные статьи все чаще публикуют ведущие аналитические центры, в частности, институты Brookings и Cato, создаются сотни общественных организаций для работы со СМИ и общественным мнением.

В случае итогового успеха лоббистов, мировой энергетический рынок и всю систему торговых связей ждут серьезные изменения. Без того теряющую влиятельность ОПЕК ждет дальнейшее ослабление позиций, а отдельные энергетические гиганты – Россия, Саудовская Аравия, Иран, Нигерия и пр. – столкнутся с резко усилившейся конкуренцией за развивающиеся рынки и Европу. И все же, учитывая многогранность вопроса и множество вовлеченных групп интересов, однозначно ставить точку пока рано.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся