Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Иванов

Президент РСМД, министр иностранных дел России (1998–2004 гг.), профессор МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН, член РСМД

Сирийская тема стала центральной на состоявшихся на днях встречах президента России В. Путина с госсекретарем США Дж. Керри и премьер-министром Великобритании Д. Кэмероном. Впервые за долгое время стороны продемонстрировали готовность к серьезному диалогу и поиску согласованных решений, которые позволили бы незамедлительно прекратить насилие в Сирии и начать процесс политического урегулирования.

Появилась надежда, что наконец-то будет положен конец ужасной трагедии в этой стране.

Сирийская тема стала центральной на состоявшихся на днях встречах президента России В. Путина с госсекретарем США Дж. Керри и премьер-министром Великобритании Д. Кэмероном. Все разногласия в оценках гражданского конфликта в Сирии, разумеется, преодолеть не удалось. Да этого вряд ли кто ожидал. Важно другое: впервые за долгое время стороны продемонстрировали готовность к серьезному диалогу и поиску согласованных решений, которые позволили бы незамедлительно прекратить насилие в Сирии и начать процесс политического урегулирования. Россия и США взяли на себя инициативу и ответственность организовать в самое ближайшее время международную конференцию, чтобы усадить за стол переговоров и сирийское правительство, и оппозицию и в партнерстве с другими заинтересованными государствами добиться полного выполнения Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г., которое открывает путь к взаимному согласию сирийских сторон.

Этот шанс нельзя упустить, иначе метастазы сирийского кризиса будут и дальше расползаться, подрывая основы международной безопасности.

Этот шанс не должны упустить прежде всего сами сирийцы. Всем должно быть понятно, что победителей в сегодняшнем конфликте не будет. "Победителям", кем бы они ни были, останутся только руины некогда процветающего государства. Десятки тысяч погибших, миллионы беженцев, разрушенные города, деревни, исторические памятники, торжество политической, конфессиональной и этнической нетерпимости - все это будет иметь тяжелые долгосрочные последствия, не зависящие от исхода войны. Продолжение войны будет означать, что ныне живущие поколения сирийцев навсегда войдут в историю как поколения, совершившие жестокое и бессмысленное национальное самоубийство. А те, кто сегодня открыто или скрыто поддерживает военные действия в Сирии, завтра с легкостью отвернутся от разоренного и беспомощного государства - так не раз бывало в истории.

Этот шанс не может упустить и международное сообщество, которое уже два года не в состоянии найти средства, чтобы остановить кровопролитную трагедию в Сирии. Во втором десятилетии XXI века великие державы, Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, другие международные организации и институты по сути дела оказываются беспомощными перед лицом конфликта в одном из самых взрывоопасных регионов мира. Нужны ли еще какие-то доказательства того, что система мировой политики на наших глазах теряет управляемость?

Издержки гражданской войны в Сирии стремительно растут. И не только для самих сирийцев, но и для их ближайших соседей, для арабского мира в целом, для Израиля и Турции, для государств Европы и Персидского залива, для постоянных членов Совета Безопасности ООН, для всей системы мировой политики. В современном глобальном мире негативные последствия сирийского кровопролития могут сказаться самым неожиданным образом и в более отдаленных регионах мира. А возможные тактические выгоды для тех или иных стран никогда не перевесят стратегических потерь от долгосрочной дестабилизации Ближнего Востока.

Международная конференция, инициированная Россией и США, дает реальную возможность переломить негативное развитие событий в Сирии и вокруг нее. В результате политических переговоров стороны в конфликте должны, опираясь на Женевские договоренности от 30 июня с.г., выйти на практические решения по ключевым вопросам урегулирования. Это немедленное прекращение любого вооруженного насилия под строгим международным контролем. Предоставление населению Сирии срочной гуманитарной помощи, содействие беженцам и насильственно перемещенным лицам. Формирование переходного управляющего органа, представляющего основные политические, этнические и конфессиональные группы сирийского общества, которое взяло бы на себя всю полноту исполнительной власти на переходный период. Можно спорить о конкретных шагах по осуществлению этого плана, но если удастся достичь согласия по принципиальным вопросам будущего сирийской государственности, то любые расхождения тактического характера могут и должны быть преодолены.

Россия и Соединенные Штаты как великие ядерные державы, постоянные члены Совета Безопасности ООН и участники ближневосточного "квартета" несут особую ответственность за преодоление сирийского кризиса. Этот кризис должен стать не очередным объектом российско-американского соперничества, а примером эффективного сотрудничества наших двух стран в решении острых проблем безопасности XXI века. При наличии стратегического понимания между Москвой и Вашингтоном будет значительно проще мобилизовать и других участников мировой политики - всех, кому действительно дороги мир на Ближнем Востоке, международная стабильность в целом.

Источник: Российская Газета

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся