Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Виктория Панова

К.и.н., проректор по международным отношениям Дальневосточного федерального университета, эксперт РСМД

8 июня 2015 года завершился саммит «Группы семи» в замке Эльмау в Баварии. Россия, теперь уже в качестве «не члена клуба», в очередной раз оказала огромную услугу странам-участницам, т.к. помогла сцементировать и даже вернуть определенную важность формату «Группы семи», который еще пять лет назад (правда, в формате «Группы восьми») буквально дышал на ладан. Достаточно вспомнить огромный резонанс проходившего саммита «Группы двадцати» в Торонто и почти полное молчание (даже со стороны антиглобалистов) состоявшейся встык встречи «Группы восьми».

8 июня 2015 года завершился саммит «Группы семи» в замке Эльмау в Баварии. Россия, теперь уже в качестве «не члена клуба», в очередной раз оказала огромную услугу странам-участницам, т.к. помогла сцементировать и даже вернуть определенную важность формату «Группы семи», который еще пять лет назад (правда, в формате «Группы восьми») буквально дышал на ладан. Достаточно вспомнить огромный резонанс проходившего саммита «Группы двадцати» в Торонто и почти полное молчание (даже со стороны антиглобалистов) состоявшейся встык встречи «Группы восьми».

Быть или не быть

После того, как в 2014 году, не осилив задачу лишения России удовольствия с размахом и резонансом принимать Олимпийские игры в Сочи, коллеги по «Группе восьми» придумали менее болезненный, но медийно достаточно эффектный ход – лишить хотя бы председательства в этой «Группе». Впрочем, возможно, что лидерам, проигнорировавшим красочное открытие Игр, было просто обидно приезжать в город, который им бы всем напоминал о совершенной ошибке.

Ключевая проблема заключается именно в том, что Россию по мере укрепления ее положения не могла устроить роль младшего партнера даже в кругу избранных.

Больше всего от такого развития событий выиграл Европейский союз. Ведь именно этот субъект международных отношений, подтянутый к участию в «Группе» в 1977 году, с тех самых пор всеми правдами и неправдами пытался доказать всему миру, в первую очередь, через опережающее участие в донорских проектах «Группы восьми/семи», что несмотря на сохранение прежнего счета, он вполне полноправный член привилегированного «клуба». Благодаря России эта мечта сбылась, деньги налогоплательщиков стран Европы окупились — наконец-то саммит прошел при формальном председательстве ЕС в Брюсселе.

Российская реакция на коллективный демарш бывших партнеров в чем-то могла показаться реакцией лисы из соответствующей басни. Возможно, определенная доля правды с психологической точки зрения и есть в определении такой реакции. Тем не менее постоянным наблюдателям было сложно не заметить структурные проблемы, которые уже раннее возникли ввиду присутствия России в «Группе восьми». Спровоцированный украинский кризис стал великолепным поводом разрубить гордиев узел. И суть не столько в том, что, как заявила Канцлер А. Меркель, Россия не стала демократической страной и не разделяет общие для «клуба» ценности.

«Семерка» – это шанс на сохранение благодатного status quo и «светлое будущее»… но только для избранных.

Ключевая проблема заключается именно в том, что Россию по мере укрепления ее положения не могла устроить роль младшего партнера даже в кругу избранных. Компенсация великодержавных амбиций через постепенное вовлечение в «Группу» и дозированное добавление прав на участие еще могла сработать в 1990-х годах. Но, достигнув своей кульминации в Кананаскисе в 2002 году (через письменное признание равных прав России в «Группе восьми» и включение ее в порядок председательствования вместо подвинувшегося Г. Шредера), должна была либо привести к кардинальному пересмотру иерархии взаимодействия внутри «клуба», либо к вытеснению России из круга избранных. Претензия России на равные права с лидером вкупе с началом общей кампании со стороны крупнейших развивающихся стран привела к безальтернативности второго варианта развития событий. В 2008 году был опробован усеченный формат выдавливания России через сепаратную встречу министров иностранных дел «Группы семи». В 2012 году якобы по причине необходимости формирования правительства после выборов на саммит в США не приехал В. Путин (стороны еще действовали осторожно — на встречу все же приехал Д. Медведев, а встреча Североатлантического Альянса была географически разнесена с «Группой восьми»). Чуть ранее, в 2011 году, еще при президентстве Д. Медведева, французы проявили неуважение к нему, назначив саммит на день национального праздника, когда Президент вынужден был уехать на день раньше, до подписания итогового документа «Группы двадцати».

Как Иван Иванович поссорился… и как это расхлебывать

В 2015 году конфронтация между Россией и Западом, в первую очередь, с ключевыми странами «Группы семи» лишь еще более усилилась. И «нормандский», и «двадцаточный» форматы лишь продемонстрировали, что российская сторона просто так не сдается и при наращивании давления может сработать как пружина. С учетом неуступчивости России, отсутствия явного успеха на Украине, а также серьезных провалов американской политики на азиатском направлении (достаточно вспомнить вступление в инициированный Китаем Азиатский банк инвестиций в инфраструктуру (AIIB) ближайших ключевых союзников США), допустить потери лица в виде уступок В. Путину Вашингтон никак не мог.

AP / Sergei Chuzavkov
Визит Синдзо Абэ в Киев

Именно поэтому исключительно интересно сопоставить параллелизм следующих событий. С одной стороны, примирительные заявления Вальтера Штайнмайера и целого ряда общественных представителей и бизнеса Германии о необходимости приглашения России обратно к диалогу через участие в «Группе восьми». В этой же копилке — «пустующий президентский номер», предназначенный для В. Путина. С другой стороны, вновь разгорается шпионский скандал, связанный с использованием немецких спецслужб в интересах АНБ, требования оппозиции к А. Меркель и спекуляции в СМИ об угрозе со стороны Б. Обамы не приехать в Гармиш-Партенкирхен в случае, если Канцлер пойдет своим гражданам навстречу и предоставит требуемую информацию. Или речь все-таки шла о другом, и угроза не приехать касалась возможного смягчения позиции хозяйки саммита по отношению к русскому медведю? «Или я, или Путин»?

Только Россия?

Хотя тема осуждения России и поддержки Украины и доминировала в СМИ, следует не забывать о том, что реальные обсуждения остаются за закрытыми дверями. Истерические заявления и посещение Киева накануне саммита «Группы семи» Стивеном Харпером свидетельствуют скорее о продолжающемся снижении влияния канадского премьера в государстве и попытках набрать дополнительные очки через значительную украинскую диаспору. Приезд С. Абэ в Киев также говорит о сложностях, которые испытывает японский руководитель, правда, в данном контексте, в первую очередь, в среде своих западных коллег с учетом попыток лавирования во взаимоотношениях с Россией. Но опять же, не стоит преувеличивать российский контекст.

Встреча семи лидеров и представителей ЕС – это фактически единственная возможность скоординировать свои позиции с точки зрения их защиты в условиях неблагоприятных экономических и политических тенденций.

Дело в том, что встреча семи лидеров и представителей ЕС – это фактически единственная возможность скоординировать свои позиции с точки зрения их защиты в условиях неблагоприятных экономических и политических тенденций. Причем сделать это без политически корректных экивоков, обсудив претензии и озабоченности друг друга. Это и слишком сильное ослабление евро по отношению к доллару. Если мы говорим о взаимодействии в рамках «Группы двадцати», то именно в ходе этой встречи была сделана попытка оценить прогресс и предложить последующие инициативы в сфере рыночного регулирования, систем налогообложения. Интересно, что лидеры, несмотря на неоднозначную позицию своего собственного населения и обеспокоенность со стороны крупных развивающихся стран, вновь обозначили приоритетность трансрегиональных торговых инициатив, в частности ТАИП и ТТП, сделав успокоительный реверанс в пользу Дохийского раунда ВТО.

Хотя по внешнеполитическим проблемам «Группа семи» действительно посвятила чуть больше половины страницы из 19-страничного документа конфликту на Украине, были обозначены интересы и позиции «Группы» по всем ключевым горячим и тлеющим точкам и вызовам современности – и ИГ, и Сирии, и Ливии, и Афганистану и т.п. Отдельного внимания заслужили проблемы изменения климата, здравоохранения, повышения роли женщин. Цели устойчивого развития, которые страны-члены ООН должны принять в сентябре 2015 года, также были отдельно рассмотрены «Группой семи», хотя никаких новых конкретных обязательств взято не было. Общие слова и повторение приверженности к уже далеко не новому индексу 0,7% ОПР/ВНД явили собой достаточно унылое зрелище.

Вперед в светлое будущее?

Представляется, что нынешний саммит действительно был важен для его участников. И с точки зрения предельно откровенного определения возможностей и ограничений для внешнеполитической деятельности отдельных стран. И с позиции определения ключевых угроз и вариантов ответов на вызовы для «Группы семи». И для демонстрации силы духа и уверенности в верно избранном курсе своему электорату. Теперь саммиты «Группы семи» выполняют совсем иную функцию, нежели последние 15 лет. Сегодня это формирование единого фронта для борьбы с теми, кто хочет реформировать мировой порядок, кто оспаривает лидерство стран Запада и их «безусловное» право на последнюю истину. «Семерка» –  это шанс на сохранение благодатного status quo и «светлое будущее»… но только для избранных.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какой исход выборов в Конгресс США, по вашему мнению, мог бы оказать положительное влияние на российско-американские отношения в краткосрочной перспективе?

    Ни один из возможных результатов не способен оказать однозначного влияния  
     181 (71%)
    Большинство республиканцев в обеих палатах  
     46 (18%)
    Большинство демократов в обеих палатах  
     27 (11%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся