Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.62)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Григорий Косач

Д.и.н., профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ, эксперт РСМД

14 июня 2017 г. стал черным днем для египетской оппозиции: высший орган законодательной власти Египта, Совет представителей, руководствуясь «принципом общественного блага», ратифицировал заключенное в апреле 2016 г. саудовско-египетское соглашение о передаче Саудовской Аравии острова Тиран и Санафир. Перетягивание каната в египетских судах высшей юрисдикции относительно законности соглашения о демаркации морской границы между Египтом и Саудовской Аравией вызвало новый виток обострения между египетской оппозицией и официальным Каиром. Лозунг возвращения островов создал для сторонников оппозиции, к которым присоединились и бывшие соратники президента Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, дополнительный (и продуктивный) предлог для дискредитации режима.

Какие реальные и формальные причины послужили для столь решительного шага со стороны египетского правительства и к чему привела ратификация соглашения о демаркации морской границы между двумя ближневосточными соседями, анализирует российский арабист и политолог Григорий Косач.


14 июня 2017 г. высший орган законодательной власти Египта, Совет представителей, руководствуясь «принципом общественного блага», ратифицировал заключенное в апреле 2016 г. саудовско-египетское соглашение о демаркации морской границы. Соглашение предполагало, что Саудовской Аравии передаются находящиеся в Тиранском проливе у входа в Акабский залив (где расположен израильский порт Эйлат) острова Тиран и Санафир.

Подписанное заместителем наследника престола принцем Мухаммедом бен Сальманом и премьер-министром Шарифом Исмаилом соглашение стало итогом состоявшегося в апреле 2016 г. официального визита короля Сальмана в Египет. Провозгласив этот визит историческим, саудовский истеблишмент рассматривал его не только как залог «восстановления отношений стратегического братства», прерванного в эпоху Мухаммеда Мурси, но и как «апогей двустороннего взаимопонимания». Визит монарха предваряла и более ранняя, состоявшаяся в конце июля 2015 г., поездка принца Мухаммеда бен Сальмана в египетскую столицу, где в ходе его встречи с президентом ас-Сиси была принята Каирская декларация. Обе стороны брали на себя обязательство развивать военное сотрудничество для создания объединенных арабских вооруженных сил, поощрять взаимные инвестиции в интересах реализации совместных экономических проектов, стремиться к претворению экономической интеграции. Намерение сторон осуществить демаркацию морской границы было также включено в текст Декларации. Саудовская пресса квалифицировала этот документ как основополагающий для безопасности и стабильности арабского региона.

Распространенная египетским кабинетом министров версия оправдывала передачу островов тем, что они расположены в границах саудовских территориальных вод. Однако в январе 1950 г. в условиях связанной с возникновением Израиля трансформации Ближнего Востока король Ибн Сауд передал эти острова под охрану Египта. Саудовская версия содержала дополнительные детали: «Израильская оккупация района, где возник порт Эйлат, вызвала опасения египетских властей. Соглашение же с властями Королевства позволило египетским вооруженным силам занять Тиран и Санафир с тем, чтобы обеспечить безопасность международной навигации в Тиранском проливе». Саудовское согласие на египетское военное присутствие на островах не означало их передачи под юрисдикцию страны-соседа, став лишь мерой, направленной на то, чтобы не допустить расширения зоны израильской военно-политической экспансии. Эр-Рияд никогда не отказывался от своего «суверенного права» обладать островами, частью «саудовской территории». В свою очередь, нынешняя региональная ситуация, требующая противостоять терроризму и в этой связи укреплять стратегические связи с Египтом, позволила окончательно урегулировать вопрос о морской границе.

Точка зрения египетской оппозиции выглядела иной. Опубликованное в середине июня 2017 г. Заявление партии Вафд опровергало правительственную интерпретацию вопроса об островах, подчеркивая, что они неотъемлемая часть национальной территории, и требуя проведения общенародного референдума. Сторонники Социалистической партии труда (имеющей длительную историю контактов с исламистской оппозицией) были более решительны. Официальный орган партии писал о национальном предательстве, совершенном режимом генералов во главе с ас-Сиси, о сделке «деньги в обмен на землю» [1] и, спекулируя памятью о событиях июня 1967 г., о территории, политой кровью сынов народа и отдаваемой на откуп сионистам.

Региональная ситуация, требующая противостоять терроризму и в этой связи укреплять стратегические связи с Египтом, позволила окончательно урегулировать вопрос о морской границе.

Упоминание сионистов (мир с Израилем для значительного сегмента египетского общества остается «холодным») имело под собой основания. Подписанию соглашения о демаркации египетско-саудовской границы предшествовали египетско-израильские консультации, необходимость которых определялась тем, что Саудовская Аравия юридически находится в состояния войны с еврейским государством. Осуществленная Гамалем Абдель Насером блокада Тиранского пролива стала предлогом для июньской войны 1967 г. Израильский военный контроль над обоими островами продолжался вплоть до 1979 г., когда было подписано египетско-израильское соглашение о мире. Изменение статуса Тирана и Санафира вызывало опасения Израиля в силу того, что они должны были войти в зону патрулирования кораблей саудовского военно-морского флота.

Израильская сторона была проинформирована о том, что Саудовская Аравия обязуется уважать международные обязательства Египта, вытекающие из египетско-израильского мирного договора и предполагающие присутствие международных миротворческих сил как гаранта неиспользования островов Тиран и Санафир в военных целях и недопущения угроз свободе судоходства в Акабском заливе. Обязательство, взятое на себя Эр-Риядом, было подчеркнуто саудовским министром иностранных дел Адилем аль-Джубейром, сопровождавшим короля Сальмана в его поездке в Каир.

В течение всего времени после подписания соглашения оно становилось объектом жесткой критики со стороны оппозиции. Гамаль Абдель Гавад, обозреватель старейшего египетского издания, говоря об обстановке в Совете представителей, писал, что высший орган законодательной власти превратился в поле сражения: «Рукоприкладство, вырванные из рук оппонентов и разбитые микрофоны, скандирование противоречивших друг другу лозунгов. Границы между институтами [власти] и улицей исчезли; в зал заседания перенесена площадь Освобождения». В статье «Смута двух островов» египетские консерваторы обвиняют исламистов в расколе нации и дают негативную характеристику «арабской весне». Объявленные спикером результаты голосования оппозиция встретила криками возмущения, плачем и скандированием «египетские, египетские [острова]».

Сделка «деньги в обмен на землю»?

Саудовская стратегия расширения стратегического партнерства с Египтом значительно шире, чем частный случай островов Тиран и Санафир. Июльский государственный переворот 2013 г., определивший восхождение ас-Сиси на вершину политического истеблишмента, стал отправной точкой саудовской экономической экспансии. Саудовская Аравия — второй по объему капиталовложений и первый арабский инвестор в египетскую экономику. Общая совокупность саудовских капиталов, вложенных к декабрю 2016 г. в различные отрасли экономики страны-соседа, составила 7,2 млрд долларов. В ходе визита короля Сальмана речь шла также и о возможности инвестирования дополнительных 8 млрд долларов, гарантированном снабжении Египта продуктами саудовской нефтяной промышленности, поддержке компании Суэцкого канала за счет увеличения числа проходящих через эту артерию судов под флагом королевства.

В ходе визита были подписаны 21 договор и меморандум о взаимопонимании, касающиеся широкого спектра двустороннего сотрудничества. Речь шла о «реабилитации» Синайского полуострова, предполагающей создание транспортной и туристической инфраструктуры (обеспечивающей приток саудовских туристов на курорты полуострова), строительство электростанций, развитие сельского хозяйства и создания университетского комплекса. В пределах этой части Египта предполагалось создать зону свободной торговли, связанную с территорией королевства мостом над Тиранским проливом (что и заставило Эр-Рияд поставить вопрос о «возвращении» двух островов под его юрисдикцию), идентичным мосту, связывающему Саудовскую Аравию и Бахрейн. Египетские средиземноморские порты (в рамках реализации проекта «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030») должны были стать пунктами саудовского экспорта в Европу.

Возникает тенденция превращения Египта в «младшего партнера» саудовского королевства.

Проблема передачи островов не кажется исчерпанной в силу весомых обстоятельств, связанных с внутриегипетской ситуацией. Время между подписанием соглашения о демаркации границ и его ратификацией Советом представителей стало эпохой усиления противостояния между политическим истеблишментом и оппозицией, одним из наиболее ярких проявлений которого стал беспрецедентный для власти жест Государственного совета, независимого юридического института, в сферу полномочий которого входит и вынесение суждений в отношении соглашений, заключаемых государством. В середине апреля 2016 г. Совет признал заключенное соглашение незаконным. Чтобы изменить положение, Эр-Рияд использовал мощные рычаги давления, включая и отказ Саудовской компании Saudi Aramco от поставок нефтепродуктов, возобновленных только после того, как египетский парламент начал обсуждение вопроса о ратификации.

Но и после ратификации соглашения оппозиция заявила, что борьба только началась. К лагерю сторонников противостояния власти примкнули и бывшие соратники ас-Сиси, участвовавшие в его избирательной кампании, заявляющие, что «день 14 июня 2017 г. чернее, чем Накса 2». Действуя в рамках Национальной коалиции революционеров Египта, оппозиция призвала своих сторонников выйти 16 июня 2017 г. на улицы, требуя разорвать предательское соглашение и «вернуть острова матери-родине». Наряду с другими проблемными вопросами (падением уровня жизни, коррупцией, внутренним террором, сохранением отношений с Израилем) лозунг возвращения островов создал для сторонников оппозиции дополнительный (и продуктивный) предлог для дискредитации режима.

Дело, однако, связано не только лишь с этим обстоятельством. Реализуемый Эр-Риядом курс на «укрепление стратегического братства» с Египтом, или, если использовать иной термин саудовской риторики, на его превращение во «второе крыло арабо-мусульманской нации», продолжающее политику Королевства, сужает возможности Каира сохранить свою самостоятельную роль в арабском мире. Возникает тенденция превращения Египта (если иметь в виду и его экономическую зависимость от страны-соседа) в «младшего партнера» саудовского королевства. Во всяком случае, египетский политический истеблишмент поддерживает саудовские действия в Йемене и инициированную Саудовской Аравией антикатарскую кампанию, как и видит (вслед за Эр-Риядом) в ХАМАС и «Хезболле» своих противников.

1. Перефразирование принципа палестино-израильского урегулирования — «мир в обмен на землю».

2. Катастрофа, термин обычно используемый в отношении поражения арабских армий в Палестинской войне 1948-1949 гг.


Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.62)
 (13 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся