Распечатать
Регион: Европа
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ольга Потемкина

Д.полит.н., зав. отд. исследования европейской интеграции Института Европы РАН, эксперт РСМД

Вопреки ожиданиям, заседание министров внутренних дел стран ЕС 14 сентября 2015 г. после семи часов переговоров окончилось лишь с одним результатом — Комиссии удалось добиться формального согласия Совета на осуществление своего плана, что позволяет начать расселение 40 тыс. претендентов на убежище из Италии и Греции, что можно расценивать как хотя бы первый практический шаг. Оппозиция же введению обязательных квот, а также их увеличению на 120 тыс. человек в лице Венгрии, Словакии, Чехии и Румынии осталась несокрушимой.

Экстренное заседание Совета ЕС по проблемам миграционного кризиса анонсировалось задолго до 14 сентября 2015 г. — даты встречи министров внутренних дел и юстиции. В средствах массовой информации эту встречу называли даже «саммитом», ожидая, по-видимому, если не прорывных, то хотя бы ощутимых его результатов.

На заседании Комиссия предполагала представить Совету план, который Ж.-К.Юнкер обнародовал 9 сентября 2015 г. в своей речи перед Европейским парламентом. Ж.-К.Юнкер предложил практические шаги по урегулированию кризисной ситуации:

  • увеличение квоты расселения претендентов на убежище с первоначальных 40 тыс. до 160 тыс. человек из Сирии, Эритреи и Ирака, которые прибыли в Италию, Грецию и Венгрию. Комиссия была вынуждена выступить с таким предложением, так как к сентябрю 2015 г., по данным ФРОНТЕКС, в ЕС было зарегистрировано уже около 500 тыс. ищущих убежище, что почти приблизилось к показателям за весь 2014 г.;
  • создание постоянного механизма расселения с участием всех стран ЕС, который может быть приведен в действие Комиссией в любой момент, чтобы предоставить помощь государству-члену, оказавшемуся в кризисной ситуации. Комиссия намеревается принять соответствующее законодательство до конца 2015 г.;
  • утверждение общего списка «безопасных» стран, граждане которых не могут претендовать на убежище. Вероятными кандидатами на включение в список стали все западно-балканские страны, граждане которых злоупотребляют безвизовым режимом для подачи необоснованных заявлений об убежище, однако вопросы вызвало участие в списке Турции;
  • план и инструкции по высылке мигрантов, которым будет отказано в защите. Это наименее спорный пункт предложенного плана — все страны согласны высылать неудавшихся претендентов.
  • учреждение целевого Фонда помощи Африке в размере 1,8 млрд евро, посредством которого предполагалось стабилизировать ситуацию на континенте и обратиться к корням проблемы миграции.

Накануне встречи министров Комиссия при поддержке Франции, Германии, а также председательствующего в Совете Люксембурга оказала беспрецедентное давление на группу стран-оппозиционеров в составе стран Вишеградской группы, которые на своем саммите в Праге 4 сентября приняли согласованное заявление о недопустимости навязывания им обязательного квотирования и призвали Комиссию вместо этого обратиться к «корням проблемы миграции».

Позиция Польши, Словакии и Чехии вполне объяснима: по данным Евростат на первый квартал 2015 г., на один миллион населения приходилось 38 ищущих убежище в Польше (0,8% от всех заявлений об убежище, поданных в Евросоюзе), 34 в Чехии (0,2%) и лишь 9 (0%) в Словакии, которая и была главным инициатором сопротивления. Однако, казалось бы, интересы Венгрии и других стран группы расходились — на ее долю пришлось 3 222 ищущих убежище на миллион населения, что составило 17,8% от всех заявлений.

Все страны согласны высылать неудавшихся претендентов.

К сентябрю 2015 г. миграционное давление на Венгрию лишь усилилось. Венгрия объективно нуждалась в помощи ЕС, так как не могла справиться самостоятельно с притоком потенциальных беженцев. На это и рассчитывала Комиссия, сделав Венгрии заманчивое предложение — не только не участвовать в обязательном расселении, но, напротив, передать другим странам ЕС 54 тыс. из уже принятых беженцев, наряду с Италией и Грецией. На основании нескольких высказываний премьер-министра Виктора Орбана ожидалось, что Венгрия смягчит свою позицию, что сломит сопротивление и оставшихся вишеградских стран. Но В. Орбан не принял помощь, мотивировав отказ нежеланием становиться «страной на фронтовой линии», по примеру Италии и Греции. Таким образом, он отверг планы размещения на территории страны крупных регистрационных центров, где претенденты могли бы ожидать решения своей судьбы — получить статус беженца или быть высланными. Это означало, что Венгрия намерена была не оставлять беженцев у себя, а пропускать их дальше, в Австрию и Германию, которые к этому времени согласились принять их, допустив временную приостановку действия Дублинского регламента. Поколебать решимость В. Орбана не смогло даже то, что накануне заседания Совета Германия уведомила Комиссию о восстановлении пограничного контроля в соответствии с положением Шенгенского кодекса. Этим жестом германские власти ясно дали понять, что не собираются потворствовать Венгрии в ее намерении оставаться лишь страной транзита мигрантов.

В течение нескольких дней перед заседанием Совета ряды стран-оппозиционеров поредели — от своей первоначальной позиции отказались Испания, Финляндия, Польша и прибалтийские страны вынуждены были признать, что им придется согласиться с планом дополнительного размещения претендентов на убежище, если большинство государств-членов его поддержат. Но неожиданно об отказе подчиниться заявила Румыния, которая выдвинула условием своего участия в расселении присоединение к Шенгенской зоне, которого долго и безуспешно добивалась. Несмотря на несколько стадий переговоров и уговоров несогласных стран, интрига сохранилась вплоть до начала заседания.

Оппозиция введению обязательных квот, а также их увеличению на 120 тыс. человек в лице Венгрии, Словакии, Чехии и Румынии осталась несокрушимой.

Вопреки «осторожному оптимизму» и ожиданиям, заседание министров внутренних дел 14 сентября 2015 г. после семи часов переговоров окончилось лишь с одним результатом — Комиссии удалось добиться формального согласия Совета на осуществление своего первоначального плана, что позволяет начать расселение 40 тыс. претендентов на убежище из Италии и Греции, что можно расценивать как хотя бы первый практический шаг. Оппозиция же введению обязательных квот, а также их увеличению на 120 тыс. человек в лице Венгрии, Словакии, Чехии и Румынии осталась несокрушимой.

Тем не менее председатель Комиссии Ж.-К.Юнкер не оставил своей идеи о системе обязательного централизованного распределения ищущих убежище и готовится к продолжительным политическим баталиям. Решение вопроса отложено на следующее заседание Совета 22 сентября, а также созванный на следующий день — 23 сентября 2015 г. саммит глав государств и правительств. Для поддержки предложения Комиссии уже набирается необходимое квалифицированное большинство в Совете, так что оно могло быть принято уже 14 сентября. Хотя Виктор Орбан заявил, что его страна будет вынуждена подчиниться решению, принятому большинством государств-членов, лидеры ЕС все же считают политически целесообразным добиться консенсуса в этом вопросе и не вынуждать государства-члены принимать беженцев вопреки нежеланию. По-видимому, страны ЕС все же смогут согласовать принципы дополнительного расселения 120 тыс. человек, если не принудительно, то добровольно, при взимании платы с тех, кто откажется принимать у себя беженцев. Но приток ищущих убежище значительно больше предлагаемых квот, хотя он может сократиться с началом сезона штормов в Средиземном море. Утвердить же следующие квоты, как и механизм многоразового расселения, будет значительно труднее, как и выбрать людей для расселения из всей массы беженцев.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся