Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Дмитрий Косырев

Политический обозреватель РИА Новости

Дискуссия

«Не печалься о том, что люди тебя не знают, печалься о том, что ты не знаешь людей». Именно этой цитатой Конфуция следовало бы подвести итоги секции «СМИ как фактор доверия в отношениях России и стран АТР» – части прошедшего в Москве 12-13 октября Второго Азиатско-Тихоокеанского форума.

Дискуссия

1286 слов о том, что было у меня на душе, когда я участвовал в работе секции «СМИ как фактор доверия в отношениях России и стран АТР»: так, в чисто китайском стиле, следует начинать мои заметки. Китайском – потому, что на душе у меня к концу заседания была самая, наверное, известная цитата Конфуция: «Не печалься о том, что люди тебя не знают, печалься о том, что ты не знаешь людей». Именно этими словами следовало бы подвести итоги секции – части прошедшего в Москве 12-13 октября Второго Азиатско-Тихоокеанского форума.

Из четырех приглашенных на секцию спикеров трое говорили о том, что «люди тебя не знают» - и при этом весьма убедительно доказали, что на самом деле все-таки знают. Марк Завадский, генпредставитель проекта Russia Beyond The HeadlinesРоссийская газета»), Павел Андреев (РИА Новости), Андрей ИвановГолос России») говорили о том, насколько успешно их организации, по сути, экспортируют информацию о России в медийное пространство АТР. И, кстати, было действительно полезно узнать, что в АТР картина совсем не та, что в прочих регионах мира – в АТР внимание и интерес к России, в том числе к информации из нее, и вправду гораздо позитивнее. Это подтверждается и общей доброжелательной атмосферой в АТЭС, где Россия вовсе не чувствует себя инородным телом.

И только один спикер, последний, Александр Габуев – заместитель главного редактора журнала «Коммерсант-Власть» - начал разговор о том, что «ты не знаешь людей» - о том, как выглядит освещение азиатско-тихоокеанских проблем в российском медийном пространстве. Но тут как раз время заседания истекло. А жаль, потому что его слова, как и вопросы из зала представителя одной из работающих в АТР российских деловых ассоциаций, успели показать: перед нами проблема посерьезнее того, насколько хорошо знают Россию в регионе.

Небольшой пример: недавно я получил устную благодарность за один из своих довольно рядовых комментариев о том, что вообще такое АТЭС и как эта структура работает, от пресс-группы владивостокских журналистов. Люди, чьей задачей было освещение форума АТЭС, не знали, что это такое! Можно было бы назвать имя московского чиновника, решившего за полгода до Владивостока, что нет необходимости как-то особенно «просвещать» на эту тему российских журналистов, столичных и дальневосточных, и так сойдет.

Россия, при том что это бесспорно азиатская и тихоокеанская держава, представляет себе ситуацию в этом регионе в несколько раз хуже, чем страны, находящиеся от АТР куда дальше.

Каждого из спикеров на секции можно было бы спросить (некоторых и спрашивали), насколько подробно освещают представляемые ими СМИ тихоокеанскую проблематику. Убедительно звучащие ответы, конечно, всегда можно найти – в «штуках» информации, «кликах» заходящих на сайты читателей. Это очень знакомая ситуация – накануне того или иного российского визита на высшем уровне в ту или иную страну АТР часто поднимается проблема того, что широкий или специализированный российский читатель не имеет полной информации об этой стране и российском сотрудничестве с ней, поскольку там мало или нет корреспондентов российских СМИ, редакторы не считают необходимым освещать не только Азию, но и международные дела вообще. Известна и стандартная реакция на эти проявления тревоги – в нужный срок редакторы докладывают, что за отчетный период объем требуемой информации вырос, допустим, на 20%. На этом разговор и кончается.

Но достаточно просто сравнить объем, а особенно - уровень и качество информации об АТР в ведущих, не говоря о специализированных, изданиях США, крупных европейских стран, с тем, что получает того же профиля читатель в России, чтобы понять масштаб проблемы. Россия, при том что это бесспорно азиатская и тихоокеанская держава, представляет себе ситуацию в этом регионе в несколько раз хуже, чем страны, находящиеся от АТР куда дальше.

В чем суть угрозы? В том, что люди ключевых читательских аудиторий – а это чиновники непрофильных министерств (то есть не МИДа и т.д.), деловые круги и прочие – не имеют возможности принимать квалифицированные решения по части сотрудничества в АТР, поскольку слабо представляют себе, что это такое. Эта ситуация знакома каждому дипломату: поступающие из стран АТР импульсы гаснут в российских компаниях и ведомствах, потому что эти импульсы часто просто некому воспринимать. Люди не понимают, о чем речь.

Многие представители указанных аудиторий защищаются утверждениями о том, что им не нужны СМИ, они получают специализированную, не массовую информацию. Однако это очень слабый аргумент, хотя бы потому, что СМИ – это «подлесок», питательная среда информационного «леса», СМИ – это исходная информация, подталкивающая потребителя к тому, чтобы искать уже информации специализированной.

Вдобавок не стоит считать за данность поддержку нашей внешней политики, в том числе в АТР, со стороны широких масс населения. Информационная картина 10-летней давности, которая складывается у широкой публики из тех крох, которые есть в наших СМИ, может неожиданно повести к формированию труднопреодолимых предубеждений как на этом, так и на любом другом участке общения с внешним миром.

Александр Габуев говорил на секции о том, что если доля России в тихоокеанской торговле не превышает 1%, то не надо рассчитывать на большой к стране интерес. Эта доля, впрочем, и останется на упомянутом уровне, дело тут далеко не только в том, что России нечего экспортировать. И не будет что экспортировать, если не знать потребности и возможности региона, куда сейчас притягивается все больше торговли из стран, вовсе не относящихся к нему так, как Россия, в том числе географически.

На мой взгляд, недостаточный уровень включенности специализированного российского потребителя информации в информпространство АТР – это непосредственная угроза конкурентоспособности и национальному выживанию страны. При этом пути решения этой проблемы осложняются тем, что у России почти отсутствуют готовые инструменты для решения проблемы.

Первый из таких инструментов – внутренний, то есть существующая структура российских СМИ. К 1991 году в СССР существовала мощная, разветвленная, весьма профессиональная среда журналистов-международников, где только специалистов первой величины было несколько десятков. Сейчас эта среда фактически уничтожена. Что, кстати, хорошо знакомо дипломатам посольств в Москве, которые стараются усилить освещение своих стран в наших СМИ. Попросту, уже почти не с кем говорить. Не только частные, но и государственные СМИ сокращают объемы «международных» разделов, особенно с учетом затратности этой работы. О ее качестве в такой ситуации говорить не приходится.

Недостаточный уровень включенности специализированного российского потребителя информации в информпространство АТР – это непосредственная угроза конкурентоспособности и национальному выживанию страны.

На мой взгляд, рано или поздно эту проблему как-то придется решать. Другое дело, что, по моим оценкам (а я работал в СМИ или неподалеку от таковых с конца 70-х годов), в наших СМИ сегодня сложилась нереформируемая среда, требующая каких-то особых мер. И в любом случае даже при грамотном начале преобразований в этой отрасли результатов придется ждать, возможно, лет десять. Такого времени у нас уже нет, слабая вовлеченность России в медиа-пространство АТР требует более быстрых решений.

Не могут здесь оказать помощь и интеграционные структуры региона. Если даже предположить, что сегодня в рамках, например, АТЭС будет создана подкомиссия по СМИ, неясно, что и насколько быстро она сможет сделать для решения этой специфически российской проблемы.

Какие в этом случае есть реперные точки ее решения? Я вижу две: возможности живущих в АТР соотечественников, то есть довольно мощных уже эмигрантских общин, и развивающееся сотрудничество по линии «единого университетского образования АТЭС» (идея включена в итоговый документ саммита АТЭС во Владивостоке).

Эмигрантскую общину россиян в Китае оценивают в 35 тысяч человек, в Таиланде – и вовсе 70 тысяч. Не будем забывать о мощной общине в Австралии, и не только. Люди в этих странах пытаются делать свои сайты, журналы, вести блоги просто потому, что это занятие им нравится, и потому, что это практически полезно их читателям – то есть тем же нашим азиатским эмигрантам. По уровню знаний они сейчас в совокупности на несколько голов выше остатков востоковедов в наших СМИ.

Для того, чтобы поддержать этот уже имеющийся ресурс, в том числе материально, на первой стадии достаточно усилий «Россотрудничества», фонда «Русский мир» и немногих прочих. Для начала следовало бы составить список этих уже имеющихся потенциальных наших ресурсов.

Далее, о многих из подобных сайтов я услышал от коллег из ДВФУ. Что понятно: потребность в надежной и актуальной текущей информации из стран АТР существует у университетов и учебных центров, у преподавателей, исследователей и их студентов. Они хорошо знают, где и что есть по их тематике, и пользуются этими ресурсами.

Процесс слияния зарубежных русских «тихоокеанских» сайтов с нашими университетами в некую информационную систему уже идет, поэтому обдумывать иные, более широкие варианты использования этой ситуации будет не так трудно. Особенно с учетом того, что в случае успеха идеи «единого университета АТЭС» эти процессы будут расширяться. Их надо всего-навсего дорасширить и на российское медийное пространство.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся