Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Юрий Зверев

К.геог.н., зав. кафедрой географии, природопользования и пространственного развития БФУ им. И. Канта, эксперт РСМД

Российская энергетика и страны Балтии

Страны Балтии хотят уменьшить «энергетическую зависимость» от России, которая воспринимается их правящими элитами как «главная угроза национальной безопасности». Но надо ли это делать? Не лучше ли преодолеть исторические обиды и перейти к взаимовыгодному сотрудничеству?

Страны Балтии хотят уменьшить «энергетическую зависимость» от России, которая воспринимается их правящими элитами как «главная угроза национальной безопасности». Но надо ли это делать? Не лучше ли преодолеть исторические обиды и перейти к взаимовыгодному сотрудничеству?

На одном сланце далеко не уедешь…

Современное состояние отношений России и стран Балтии в области энергетики определяется тем фактом, что в этих трех прибалтийских государствах нет серьезных ресурсов минерального топлива. Исключение составляет Эстония, на северо-востоке которой находятся месторождения горючих сланцев (третье место по запасам в Европе после России и Италии). Добываемые сланцы используются, прежде всего, в качестве топлива для тепловых электростанций, которые производят 94 % всей электроэнергии в стране. Эстония занимает ведущее место в мире по добыче горючих сланцев (более 70 % мировой добычи), причем это единственная страна, в которой горючие сланцы являются главным первичным источником энергии. Следует, однако, иметь в виду, что добыча и сжигание сланцев влекут за собой весьма негативные последствия для окружающей среды.

В Литве есть немного нефти (доказанные запасы на начало 2011 г. – 1,6 млн т), но ее добыча удовлетворяет лишь 0,01% потребностей страны. Обнаружена нефть в Латвии, в том числе на континентальном шельфе, однако ее доказанные запасы (которые могут быть измерены с достаточной точностью) оцениваются нулевой величиной (см., например, CIA World Factbook).

Запасов каменного угля и природного газа, имеющих промышленное значение, в Балтии нет вообще.

Как и большинство стран Евросоюза (за исключением Норвегии и Дании), страны Балтии являются чистыми импортерами энергии (см. табл. 1). В наименьшей степени – благодаря горючим сланцам – зависит от импорта энергоресурсов Эстония.

Таблица 1.Энергетическая зависимость стран Балтии (доля чистого импорта в общем объеме внутреннего потребления)

Страна/регион Все источники энергии
(с учетом запасов, в %)
Литва 51,2
Латвия 58,8
Эстония 21,2
Европейский cоюз (для сравнения) 53,9

Таблица составлена автором на основании данных Eurostat.

Структура потребления энергии в странах Балтии существенно различается (см. рис. 1; составлено автором на основании данных Eurostat.

Рисунок 1.Структура потребления первичных ресурсов энергии в странах Балтии в 2010 г. (в % к итогу)

В энергетике Эстонии, как уже указывалось выше, особую роль играет твердое топливо (горючие сланцы).

Для Латвии особо значимы возобновляемые источники энергии (главным образом, гидроэнергия) и природный газ. Отметим, что в Латвии находится третье по емкости в Европе Инчукалнское подземное газохранилище (ПГХ), газ из которого поставляется во все остальные страны Балтии, а также в Псковскую, Новгородскую и Ленинградскую области Российской Федерации.

Россия стереотипно воспринимается большинством политической элиты стран Балтии как потенциальная угроза, по меньшей мере, экономической, если не политической, независимости этих государств.

У Литвы в структуре потребления первичных энергоресурсов доминируют нефтепродукты и природный газ.

Россия – главный источник энергоресурсов для стран Балтии

Государства Балтии практически полностью обеспечивают свои потребности в каменном угле, нефти и природном газе за счет импорта, в котором по историческим и географическим причинам безоговорочно доминирует Россия (см. табл. 2; составлена автором на основании данных Eurostat). Сырую нефть импортирует только Литва. Она поступает на единственный в Балтии нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Мажейкяе через нефтеналивной терминал в Бутинге. Этот завод, в свою очередь, является главным поставщиком нефтепродуктов не только для самой Литвы, но и для Латвии и Эстонии.

Таблица 2.Доля импорта из России в потреблении минерального топлива странами Балтии в 2010 г. (в % от общего объема потребления)

Страна Каменный уголь Сырая нефть Природный газ
Литва 98,8 99,1 100,0
Латвия 84,7 Нет импорта 100,0
Эстония 100,0 Нет импорта 100,0

Вся добываемая в Литве нефть (116 тыс. т в 2010 г.) экспортируется в Великобританию и Нидерланды.

Исторический стереотип «российской угрозы»

Как уже отмечалось, высокая степень зависимости от российских энергоресурсов беспокоит правящие круги стран Балтии. Так, в отчете кабинета министров Литвы за 2011 г. прямо говорилось, что главная угроза национальной безопасности Литвы – практически полная энергетическая зависимость от российских поставок. На двухсторонних встречах лидеры Литвы, Латвии и Эстонии неоднократно подчеркивали, что обеспечение энергетической безопасности является основной целью для этих стран. Корни обеспокоенности «энергетической зависимостью» лежат не столько в экономической, сколько в политической плоскости. Как справедливо отмечает президент Института европейских исследований Александр Гапоненко (Рига, Латвия), «сама по себе импортная зависимость от поставок энергоресурсов не является большой проблемой для обеспечения энергетической безопасности страны». Но Россия стереотипно воспринимается большинством политической элиты стран Балтии как потенциальная угроза, по меньшей мере, экономической, если не политической, независимости этих государств. Понятно, что энергетически зависеть от страны, которая воспринимается как недружественная, независимо от того, так ли это на самом деле, эта политическая элита не желает.

Чтобы снизить зависимость от импорта природного газа из России на 25%, страны Балтии выразили намерение построить региональный терминал для приема сжиженного природного газа (СПГ). Однако расположение этого терминала стало предметом серьезных разногласий.

Обеспокоенность стран Балтии нашла отражение и в Стратегии Европейского Союза для региона Балтийского моря, в которой, в частности, говорится: «необходима диверсификация системы энергоснабжения, поскольку Регион Балтийского моря находится в серьезной энергетической зависимости от поставок энергии из России».

Суета вокруг газовых терминалов

Страны Балтии предпринимают практические шаги для снижения зависимости от поставок российских энергоресурсов.

Так, чтобы снизить зависимость от импорта природного из России на 25% (при условии реализации проекта до 2016 г.), страны Балтии выразили намерение построить региональный терминал для приема сжиженного природного газа (СПГ). Однако расположение этого терминала стало предметом серьезных разногласий. Независимые эксперты сочли наилучшим местом для терминала Ригу (с учетом наличия порта, современной транспортной инфраструктуры и минимального расстояния до Инчукалнского подземного газохранилища), но это предложение вызвало возражения у Литвы и Эстонии. Главный предмет раздора – деньги ЕС. Евросоюз готов финансово поддержать строительство в странах Балтии только одного терминала СПГ, и каждая из стран хочет получить эти средства, «перетянув одеяло на себя».

Фото: ОАО "Газпром"

Литва приняла решение к 2014 г. построить в Клайпеде свой терминал, который должен создать конкуренцию российскому газу и вынудить «Газпром» снизить цены на 30 %. В ответ на призывы Латвии отказаться от этого проекта в пользу присоединения к проекту создания единого регионального терминала СПГ в Риге министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас сказал, что эти проекты не противоречат друг другу, поскольку литовский проект является локальным, и газ будет использоваться только для нужд самой Литвы.

В Эстонии прорабатывается вариант строительства терминала СПГ в порту Мууга. Возможный терминал в Риге, по мнению министра экономики и коммуникаций Эстонии Юхана Партса, не сделает поставки газа в Эстонию более надежными, так как они будут зависеть от подземных газохранилищ Латвии.

В качестве еще одной возможности получать газ из альтернативных источников рассматривается проект связывания к 2018 г. газовых сетей Польши и Литвы, который позволит получать газ из европейских газовых сетей. Но окончательное инвестиционное решение по этому проекту еще не принято.

Такой «Газпром» им не нужен: взять и поделить

Чтобы уменьшить зависимость от «Газпрома», Литва намерена завершить перестройку своего газового сектора в соответствии с требованиями третьего энергетического пакета ЕС в 2014 г., хотя государства с замкнутыми энергорынками имели возможность получить отсрочку и претендовать на особый режим реализации энергопакета.

Фото: FLICKR / erik10_316
Здание ОАО "Газпром" в Москве

Третий энергетический пакет ЕС, в частности, предполагает отделение бизнеса по поставке газа от бизнеса по его транспортировке. В настоящее время «Газпрому» принадлежат 37,06% акций оператора литовской газотранспортной сети «Lietuvos dujos». В июле 2011 г. президент Литвы Даля Грибаускайте подписала закон, запрещающий поставщику газа одновременно быть владельцем газовой инфраструктуры. Согласно закону в течение двух лет после его подписания «Газпром» должен был отказаться от своей доли в литовской газотранспортной сети. В итоге для защиты своих инвестиций в Литве российская компания была вынуждена в апреле 2012 г. обратиться в международный арбитраж.

Кроме того, в том же месяце «Газпром» принял решение о продаже принадлежащих ему 99,5% акций Каунасской ТЭЦ, приобретенных им в 2003 г. В марте 2010 г. «Газпром» обвинял Литву в том, что она не соблюдала условия инвестиционного договора, установив низкие цены на тепло, что привело к потерям в размере 191 млн долл. Власти Каунаса, в свою очередь, обвинили «Газпром» в невыполнении инвестиционных обязательств (при покупке станции «Газпром» обязался инвестировать 116 млн евро в увеличение ее мощности на 80 МВт до 2018 г.). Однако представители «Газпрома» указывают, что инвестиции осуществлялись, и их фактический объем, по состоянию на апрель 2012 г., уже составил около 52 млн евро.

Отношения Литвы и России в газовой сфере серьезно осложняют и цены на российский газ. В 2011 г. для Латвии и Эстонии они были снижены на 15%, но для Литвы этого сделано не было. Литовские власти считают, что это месть за жесткое выполнение третьей энергодирективы ЕС. «Газпром», однако, утверждает, что цены на газ для Латвии и Эстонии были снижены в связи с тем, что они взяли обязательство повысить импорт газа до докризисного объема, т. е. до уровня 2007 г.

Правительство Эстонии также стремится отделить газовые сети от их нынешнего владельца концерна «Eesti Gaas», в котором ОАО «Газпром» принадлежат 37,02% акций. Покупателя для газотранспортных сетей планируется найти к 2015 г. При этом не рассматривался менее жесткий вариант передачи управления сетями независимому системному оператору, предусмотренный третьей газовой директивой ЕС.

О реализации положений третьего энергопакета ЕС ведет переговоры с «Газпромом» и Латвия, которая намерена провести реформу газового сектора в соответствии с требованиями Евросоюза не позднее 2017 г.

В рамках повышения энергетической независимости в Литве активно ведется поиск сланцевого газа, а в Эстонии фирмы «Viru Keemia Grupp» (VKG) и «Eesti Energia» планируют в 2013 г. начать строительство завода по производству горючего из сланцевого масла с выводом его на полную мощность (1,2 млн т в год) в 2016 г.

Мосты на Запад

Электроэнергетические сети стран Балтии соединены с Единой энергетической системой (ЕЭС) России и Объединенной энергетической системой (ОЭС) Белоруссии, но до последнего времени они не имели связей с западноевропейскими и североевропейскими электроэнергетическими сетями. Только в декабре 2006 г. был введен в строй подводный электрокабель «Eastlink» с проектной мощностью 350 МВт, соединивший Эстонию и Финляндию.

В июне 2009 г. восемь стран-членов ЕС и Еврокомиссия одобрили план по обеспечению электроэнергией стран Балтийского региона (Baltic Energy Market Interconnection Plan, BEMIP). План предусматривает полную интеграцию всех трех стран Балтии в европейский энергетический рынок. В рамках плана реализуются три крупных проекта по созданию энергетических соединений стран Балтии с другими странами ЕС.

Сооружается второй финско-эстонский подводный кабель «Eastlink-2» с планируемой мощностью соединения 650 МВт. Ввод его в строй запланирован на 2014 г. На 2016–2017 гг. запланирован ввод в строй кабельного соединения «NordBalt» между Литвой и Швецией мощностью соединения 700–1000 МВт.

В мае 2008 г. была основана совместная компания «LitPolLink» для реализации проекта по созданию энергомоста между Польшей и Литвой. Предполагается протянуть линию электропередач напряжением 400 кВ между Алитусом (Литва) и Элком (Польша). Передаваемая мощность составит 600–1000 МВт, направление передачи будет определяться энергетическими потребностями каждой из стран. Проект намечено завершить к 2015 г.

Атомные гонки: кто будет первым?

Для стран Балтии, особенно для Литвы, обеспечение поставок электроэнергии извне приобретает особую актуальность в связи с тем, что в соответствии с обязательствами по договору о вступлении Литвы в Евросоюз 31 декабря 2009 г. полностью прекратил свою работу второй блок Игналинской АЭС мощностью 1500 МВт (первый энергоблок такой же мощности был выведен из эксплуатации 31 декабря 2004 г.). Игналинская АЭС являлась крупнейшим генерирующим источником электроэнергии в государствах Балтии. Попытка продлить срок эксплуатации Игналинской АЭС до 2012 г. через принятие соответствующей резолюции Европарламента, предпринятая экс-президентом Литвы Роландасом Паксасом, оказалась безуспешной.

Игналинская АЭС

Закрытие Игналинской АЭС, которая вырабатывала более 70% всей электроэнергии в стране, поставило Литву в сложное положение. И не только Литву, поскольку энергия со станции поступала также в Латвию и Эстонию. Поэтому еще в 2006 г. Литва, Латвия и Эстония подписали коммюнике о строительстве на месте старой станции новой Висагинской АЭС («Игналина-2») с двумя реакторами мощностью по 1600 МВт. Позднее к этому проекту присоединилась Польша, но в декабре 2011 г. она заявила о выходе из проекта.

Ряд серьезных проблем ставит реализацию данного проекта под сомнение. Во-первых, стороны до марта 2008 г. не могли договориться о распределении квот на вырабатываемую энергию, а после выхода из проекта Польши столкнулись с необходимостью их перераспределения.

Во-вторых, первоначально заявленный срок строительства новой АЭС (2015 г.) оказался нереальным (даже без учета начавшегося мирового экономического кризиса). Сейчас называется новый срок пуска станции – 2020–2022 гг.

В-третьих, долгое время не было ясности с финансированием строительства, которое обойдется в 5 млрд евро. Только 30 марта 2012 г. был парафирован концессионный договор со стратегическим инвестором новой АЭС – японским концерном «Hitachi». Предполагается, что 50–70% стоимости проекта будет профинансировано за счет кредитов японских, американских и европейских банков.

Еще одним игроком на рынке атомной энергии в Балтийском регионе может выступить Белоруссия.

В условиях неопределенности ряд партнеров проекта по созданию Висагинской АЭС стал предпринимать шаги по развитию собственной атомной энергетики. Так, Польша еще до выхода из проекта заявила, что будет строить две собственные АЭС (ввод в строй первой – в 2020 г.). 26 февраля 2009 г. правительство Эстонии одобрило программу развития энергетического и электрического хозяйств, согласно которой строительство собственной АЭС запланировано к 2023 г.

Таким образом, Литва столкнулась с перспективой строительства новой АЭС в одиночку. В качестве «своего» варианта в Литве рассматривалось строительство новой АЭС в партнерстве со стратегическим инвестором (желательно не из России). Однако литовский министр энергетики Арвидас Секмокас неоднократно заявлял, что измученной кризисом стране новая атомная электростанция не по силам. К тому же обоснованные сомнения в необходимости самостоятельного строительства АЭС вызвали конкурентные проекты атомных станций в Калининградской области РФ и в Белоруссии.

В итоге, не отказываясь от планов создания АЭС совместно со странами-партнерами, Литва в марте 2009 г. подписала с ОАО «Интер РАО ЕЭС», контрольный пакет которой принадлежит российской госкорпорации «Росатом», десятилетний контракт на ежегодную поставку электроэнергии в размере около 2,5 млрд кВт/ч.

Месторождение в Клайпедском районе

Россия в ответ на закрытие Игналинской АЭС, которая обеспечивала часть потребностей и Калининградской области, решила построить Балтийскую АЭС. 25 сентября 2009 г. В.В. Путин подписал распоряжение о сооружении на территории Калининградской области Балтийской АЭС общей мощностью 2388 МВт (два реактора мощностью по 1194 МВт каждый). Первый энергоблок должен войти в строй в 2017 г., второй – в 2018 г.

Станция будет построена в 15 километрах к юго-востоку от г. Неман. Сметная стоимость строительства составит более 194 млрд руб. в ценах первого квартала 2009 г. (около 5 млрд евро). Это первый и пока единственный в нашей стране проект АЭС, к реализации которого планируется привлечь частных иностранных инвесторов (им будет принадлежать 49% акций станции).

Балтийская АЭС будет ориентирована не столько на обеспечение внутренних потребностей Калининградской области, сколько на экспорт электроэнергии. В качестве возможных рынков называются Литва и остальные государства Балтии, ранее использовавшие электроэнергию Игналинской АЭС, а также Польша, Швеция и Германия.

Польше Россия может предложить 1000 из 2300 МВт мощности Балтийской АЭС. Российская электроэнергия может оказаться востребованной на польском рынке в связи с тем, что польские угольные электростанции с 2013 г. в соответствии с законами ЕС должны будут покупать квоты на эмиссию CO2 (сначала частично, а с 2020 г. полностью). Из-за этого энергия угольных станций станет дороже на несколько десятков процентов, и конкурентоспособность АЭС на польском рынке электроэнергии повысится.

Как один из вариантов организации экспорта электроэнергии Балтийской АЭС ОАО «Интер РАО ЕЭС» рассматривает проект прокладки кабеля в Германию по маршруту газопровода «Северный поток».

Еще одним игроком на рынке атомной энергии в Балтийском регионе может выступить Белоруссия. В настоящее время практически завершено и готово к подписанию российско-белорусское соглашение о строительстве АЭС на территории этой страны мощностью 2400 МВт. Ввод первого энергоблока ожидается в 2017 г., второго – в 2018 г. Станция, как и Балтийская АЭС, будет сооружаться по проекту «АЭС–2006» Санкт-Петербургского института «Атомэнергопроект». Под строительство выбрана Островецкая площадка (Гродненская область).

В конечном итоге в конкурентной борьбе за рынки электроэнергии Балтии и Польши выиграет та страна, которая построит свою АЭС раньше.

От конфронтации к кооперации

Таким образом, в настоящее время можно говорить о стремлении стран Балтии снизить свою зависимость в топливно-энергетической сфере от России и о нарастающей конкуренции в области, прежде всего, создания атомных генерирующих источников в Балтийском регионе, а не о расширении энергетической кооперации Балтии с Россией. Перспективы такой кооперации определяются, в первую очередь, перспективами улучшения климата в политических отношениях стран Балтии с Россией на основе отказа этих государств от политики, построенной на акцентировании исторических обид и демонстративном дистанцировании от России, и перехода к прагматической политике взаимовыгодного экономического сотрудничества.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся