Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Наиля Яковлева

К.и.н., ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН, эксперт РСМД

29 июля 2014 г. в Каракасе (Венесуэла) состоялся очередной 46-й саммит глав латиноамериканских государств, входящих в крупнейший субрегиональный интеграционный блок Меркосур. По выражению президента Венесуэлы Николаса Мадуро, это был самый «интеграционистский» саммит из всех, которые проводились ранее.

29 июля 2014 г. в Каракасе (Венесуэла) состоялся очередной 46-й саммит глав латиноамериканских государств, входящих в крупнейший субрегиональный интеграционный блок Меркосур. По выражению президента Венесуэлы Николаса Мадуро, это был самый «интеграционистский» саммит из всех, которые проводились ранее. Помимо рассмотрения вопросов, связанных с объединительными процессами в Латинской Америке, страны-члены приняли документ в поддержку позиции Аргентины по долговой проблеме и резолюцию по ситуации в секторе Газа. Саммиту Меркосур в Каракасе предшествовали шестая встреча в верхах БРИКС в Бразилии и поездка президента России В. Путина на Кубу, в Никарагуа, Аргентину и Бразилию. Все эти события в геополитическом смысле связаны между собой и могут послужить точкой отсчета нового политического времени как в судьбе латиноамериканской интеграции, так и в отношениях стран региона с Россией.

Прошлое и настоящее латиноамериканской интеграции

Феномен латиноамериканской интеграции насчитывает более полувека и в самом общем виде выражается в развитии объединительных процессов между отдельными государствами. Вектор этих процессов ориентирован на поощрение взаимной торговли, формирование целостного торгово-экономического пространства и, в конечном итоге, на создание общего регионального рынка товаров, услуг и капиталов и единых трансграничных хозяйственных комплексов.

Начало интеграционным процессам в регионе положило учреждение в 1960 г. Центральноамериканского общего рынка. С тех пор в Латинской Америке возникло 26 межгосударственных организаций, провозгласивших своей целью увеличение торговых обменов, объединение экономических усилий латиноамериканских стран и их политическое сближение. Развитие интеграции, по замыслу ее инициаторов, должно было вызвать кумулятивный эффект: через наращивание внутрирегионального сотрудничества обеспечить ускорение хозяйственного роста и модернизацию национальных производственных структур.

В своем развитии латиноамериканская интеграция прошла ряд этапов, различавшихся как по содержанию, так и по результатам [1]. Нынешний, четвертый этап интеграции начался в 2004 г. с образования сразу двух региональных группировок: Сообщества южноамериканских наций, впоследствии преобразованного в Союз южноамериканских наций (УНАСУР), и Боливарианского союза для народов нашей Америки (АЛБА) [2]. В 2011 г. возникло Сообщество латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК), которое впервые в истории объединило все 33 страны региона, но (в отличие от Организации американских государств) не включило США и Канаду. В 2012 г. был создан Тихоокеанский альянс в составе Колумбии, Мексики, Перу и Чили.

Важная отличительная черта современного этапа латиноамериканской интеграции – расширение ее повестки за счет широкого круга вопросов политического взаимодействия и сотрудничества в сферах обороны и безопасности.

Таким образом, в Латинской Америке сложилась пестрая, мозаичная картина из значительного числа разнообразных интеграционных образований. Более того, были предприняты попытки объединения самих интеграционных группировок («интеграция интеграций»), в частности, путем создания УНАСУР и СЕЛАК.

В агрегированном плане можно выделить три основные модели интеграции, различия между которыми касаются понимания целей и методов и определяются степенью готовности к открытому взаимодействию с внешним миром.

Первая модель представлена НАФТА и Тихоокеанским альянсом, в значительной мере продолжающими неолиберальный тренд в экономической политике. На противоположном фланге вторую модель олицетворяет группировка АЛБА, объединившая страны, выступающие против неолиберализма и глобализации. По существу, АЛБА на региональном уровне выражает в акцентированной форме политическую линию, придавшую импульс «левому повороту» в Латинской Америке в первом десятилетии XXI века [3]. И, наконец, третья модель представляет собой промежуточный вариант интеграционного блока. Она материализовалась в Меркосур, члены которого в макроэкономической политике в целом отошли от неолиберальных догм, но в большинстве случаев изначально не были склонны излишне политизировать процесс хозяйственного сближения. Главным для них (прежде всего, для Бразилии) было и остается решение задач торгово-экономического характера, повышение конкурентоспособности на международных рынках.

Меркосур на развилке

Важная отличительная черта современного этапа латиноамериканской интеграции – расширение ее повестки за счет широкого круга вопросов политического взаимодействия и сотрудничества в сферах обороны и безопасности.

В настоящее время Меркосур стоит перед новыми серьезными вызовами, которые требуют от стран-членов этого объединения своевременного и эффективного ответа. Часть этих вызовов связана с расширением группировки. Так, в 2012 г. в нее вступила Венесуэла (при активной поддержке Аргентины), что чревато радикализацией позиции Меркосур по отдельным региональным и международным вопросам и усилением идеологического крена, присущего другим интеграционным объединениям, в которых участвует Каракас. В результате, по мнению известного латиноамериканского публициста Альваро Варгаса Льосы, деятельность Меркосур все больше характеризуется «сосуществованием умеренных правительств с социалистическими режимами, поскольку Венесуэла не вошла в группу в одиночку: она привела с собой своих союзников и сателлитов» (1; 2).

Процесс расширения может быть продолжен. На сегодня ассоциированными членами Меркосур являются Боливия, Колумбия, Перу, Чили и Эквадор, а наблюдателями – Мексика и Новая Зеландия. В 2013 г. эквадорское правительство начало переговоры о вступлении в блок. Боливия завершает процесс превращения в полноправного члена Меркосур (согласно принятой процедуре, договор о ее присоединении должны ратифицировать парламенты всех стран-членов). Уже сейчас она направляет половину своего экспорта в страны группировки, что служит серьезным аргументом в пользу ее полноправного членства.

В числе внешних вызовов следует отметить рост интереса в Латинской Америке к Тихоокеанскому альянсу, развитие которого связывают не только с хозяйственным сближением четырех его участников, но и с возможностью превращения этой группировки в площадку для проникновения на привлекательные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно этим обусловлено беспрецедентно большое количество стран-наблюдателей при альянсе, среди которых не только латиноамериканские республики, но и США, Канада, государства Европы, Азии, Африки, а также Австралия и Новая Зеландия. Иными словами, в лице Тихоокеанского альянса Меркосур может получить сильного конкурента в борьбе за лидерство на латиноамериканском экономическом и политическом пространстве.

elevatemarketaccesstool.com

Разумеется, будущее Меркосур, его перспективы в контексте латиноамериканских интеграционных процессов в решающей степени зависят от позиции и действий Бразилии, которая, по сути, является несущей конструкцией блока. Проблема в том, что по мере увеличения хозяйственного потенциала и международного веса южноамериканского гиганта (пример – его участие в БРИКС и «Большой двадцатке») Бразилии становится тесно в рамках Меркосур. Не следует сбрасывать со счетов и нынешнее сложное финансово-экономическое положение Аргентины, а также трудности, переживаемые Венесуэлой. Как следствие, в стремлении сгладить негативные хозяйственные эффекты Буэнос-Айрес все чаще прибегает к протекционистским мерам, а Каракас, очевидно, утрачивает прежнюю роль финансового донора. Это снижает интеграционный пафос Меркосур и мешает Бразилии получить дополнительные ресурсы и возможности для нового экономического рывка.

Пессимистичные среднесрочные прогнозы экономического роста большинства государств латиноамериканского региона, их фактический переход на пониженную траекторию развития, а также разногласия между странами-членами Меркосур могут послужить препятствием на пути дальнейшего углубления интеграции. По сообщениям латиноамериканской прессы, актуальная задача президента Бразилии Дилмы Руссефф состоит в том, чтобы убедить своих партнеров по Меркосур заключить соглашение о свободной торговле с Тихоокеанским альянсом. По мнению бразильского лидера, это может придать Меркосур «второе дыхание» и ускорить процесс создания в Латинской Америке общего рынка. Однако, как отмечала влиятельная испанская газета «El País», намерения Д. Руссефф встречают сопротивление властей Венесуэлы и Аргентины, которые воспринимают членов Тихоокеанского альянса в качестве идеологических противников, следующих рецептам неолиберализма и глобализма.

Понятно, что Меркосур в его нынешнем виде плохо совместим с Тихоокеанским альянсом. Представляется, что именно в парадигме идейно-политической конкуренции этих двух моделей и следует рассматривать саммит Меркосур, прошедший в Каракасе в конце июля 2014 г.

Решения саммита – в жизнь?

В числе внешних вызовов следует отметить рост интереса в Латинской Америке к Тихоокеанскому альянсу, развитие которого связывают не только с хозяйственным сближением четырех его участников, но и с возможностью превращения этой группировки в площадку для проникновения на привлекательные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

46-й саммит Меркосур войдет в историю интеграционных процессов в регионе как попытка стран-членов блока сделать решительный шаг на пути объединения интеграционных группировок Латинской Америки в новую структуру. В качестве базы для этой структуры предлагаются общие идеологические подходы (отрицание неолиберализма) и одинаковое (критическое) отношение к существующему мирохозяйственному порядку, при котором развивающиеся государства далеко не всегда могут реализовать свои интересы.

Саммиту предшествовало чрезвычайное заседание Меркосур на министерском уровне, участники которого заявили, что собрались «с целью унификации стратегий интеграции стран региона и продолжения политики выстраивания альянсов». Однако встреча президентов показала, что выработку общих подходов затрудняет расхождение позиций Бразилии, с одной стороны, и Аргентины и Венесуэлы, с другой. По итогам саммита стало очевидно, что одна из разделительных линий проходит по вопросу о том, каким будет возможный интеграционный мегаблок – преимущественно экономическим или главным образом политическим объединением латиноамериканских государств.

Бразилия, где сосредоточено значительное количество местных транснациональных корпораций («мультилатинас») [4], продукция которых способна выдержать практически любую конкуренцию, остро нуждается в расширении внешних рынков сбыта. Поэтому Д. Руссефф так стремилась убедить своих коллег в необходимости приоритетного развития торгово-экономического сотрудничества со всеми странами мира. Руководитель Бразилии заявила, что «региональный блок не может быть ограничен экономическим пространством», и выступила за ускорение процесса подписания торгового соглашения между Меркосур и Европейским союзом, безуспешно продвигаемого с 1999 г. [5].

В ходе своего визита в Бразилию в июле 2014 г. председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что настал момент легализовать отношения между двумя блоками. По его данным, соглашение с ЕС позволило бы южноамериканским государствам нарастить экспорт в Европу на 40%.

Заинтересованность в достижении договоренности с Евросоюзом, наряду с Бразилией, проявляют Уругвай и Парагвай. Однако в заключительной резолюции саммита члены Меркосур ограничились лишь общими словами о том, что они надеются получить согласованное предложение от европейских стран и продолжить обмен мнениями по спорным вопросам торгово-экономических отношений между двумя блоками. Очевидно, что за сдержанными формулировками скрывались серьезные разногласия, сохраняющиеся среди членов Меркосур.

AFP PHOTO/EVARISTO SA
Визит Жозе Мануэла Баррозу в Бразилию,
июль 2014

В свою очередь президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер в выступлении на саммите утверждала, что можно спорить о рынках и об экономиках отдельных стран, но интеграция латиноамериканских народов – «это политический вопрос, который должны решить избранные народами президенты».

Тем самым глава аргентинского государства солидаризировалась с принципом, лежащим в основе предложения Венесуэлы о создании в будущем Взаимодополняемой экономической зоны (ВЭЗ). В нее должны войти страны Меркосур, АЛБА, а также члены организации Петрокарибе, созданной в июне 2005 г. по инициативе Каракаса и Гаваны с целью снабжения центральноамериканских и карибских государств энергоресурсами «по справедливым ценам».

Данное предложение было включено в текст Совместного коммюнике саммита Меркосур (пункт 18). Это имело принципиальное значение для «хозяйки» саммита Венесуэлы, поскольку создание единого экономического пространства Меркосур–АЛБА–Петрокарибе может позволить ей расширить зону своего политического влияния за счет включения в нее стран Южного конуса [6].

Большинство экспертов скептически оценивают перспективы реализации проекта создания ВЭЗ и воспринимают эту инициативу саммита Меркосур скорее как политико-пропагандистское заявление. Тем не менее в соответствии с резолюцией саммита очередному временному председателю Меркосур (им стала Аргентина) предписано в течение 60 дней создать механизмы для диалога со странами, входящими в АЛБА и Петрокарибе. Таким образом, следует ожидать дополнительных попыток продвижения латиноамериканской интеграции. Но в каком направлении будет это движение? И что ляжет в основу усилий по формированию новых региональных объединений: экономическая целесообразность или политические расчеты?

Меркосур – стратегический партнер России

Пессимистичные среднесрочные прогнозы экономического роста большинства государств латиноамериканского региона, их фактический переход на пониженную траекторию развития, а также разногласия между странами-членами Меркосур могут послужить препятствием на пути дальнейшего углубления интеграции.

На наших глазах взаимоотношения России и Латинской Америки обретают новый характер. Немаловажен тот факт, что российско-латиноамериканское сближение пришлось на период крайнего обострения международной обстановки, вызванного, в первую очередь, кризисными событиями на Украине и вокруг нее. Ценностно-политический и торгово-экономический конфликт Российской Федерации с США и Евросоюзом, в полной мере давший о себе знать летом 2014 г., становится все сильнее, а разделившая их пропасть – все глубже. В этих условиях особенно важно совпадение представлений России и ряда ключевых латиноамериканских государств о том, в каком направлении должен меняться геополитический ландшафт и каким должен быть будущий мировой порядок.

Меркосур занимает особое место в общем контексте российско-латиноамериканского взаимодействия – на его долю приходится две трети торгового оборота России с Латинской Америкой.

Прямой диалог с этим интеграционным объединением Москва ведет с 2000 г. В декабре 2003 г. министр иностранных дел России И. Иванов участвовал в саммите Меркосур, где было принято совместное заявление, положившее начало политическому диалогу. В мае 2005 г. в Москве прошла первая встреча представителей российского руководства и делегации Меркосур, которую возглавлял председатель комиссии постоянных представителей блока, экс-президент Аргентины Эдуардо Дуальде. В состав делегации вошли также 6 высокопоставленных лиц из Аргентины, Бразилии и Уругвая и 18 крупнейших предпринимателей Южной Америки, представлявших пищевую промышленность, биотехнологии и сферу высоких технологий. В декабре 2006 г. в ходе пребывания министра иностранных дел России С. Лаврова в Бразилии состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании относительно создания механизма политического диалога и сотрудничества между Российской Федерацией и Меркосур, заложившего правовую основу для дальнейшего взаимодействия во всех областях. В 2010 г. в Буэнос-Айресе было заключено соглашение между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и парламентом Меркосур, направленное на расширение межпарламентского сотрудничества и развитие взаимовыгодных связей между Россией и крупнейшими торгово-экономическими объединениями Южной Америки. Таким образом, взаимодействие России и Меркосур осуществляется на солидной договорно-правовой основе.

© cfkargentina.com

Визит Владимир Путина в Аргентину,
июль 2014

Значимость отношений с государствами-участниками Меркосур была подтверждена в ходе визита президента РФ В. Путина в Аргентину и Бразилию в июле 2014 г. Итоги переговоров российского лидера с руководством крупнейших южноамериканских стран зафиксировали достигнутый высокий уровень сотрудничества и указали пути его дальнейшего развития. В условиях обострения геополитической ситуации и фактического свертывания экономического взаимодействия с Западом Россия оказалась перед необходимостью всесторонне осмыслить происходящие фундаментальные изменения, выработать новый стратегический курс на международной арене, расширить круг активных зарубежных партнеров за счет государств, готовых (и способных) сотрудничать с нашей страной на равноправной основе. В числе таких государств – члены Меркосур, сближение с которыми способно укрепить переговорные позиции Москвы и компенсировать экономические потери, вызванные дискриминационными мерами США и Евросоюза.

* * *

Латинская Америка в экономическом и политическом отношении долгое время представляла собой «разорванное пространство» – страны региона поддерживали более интенсивные связи с государствами других частей света, чем между собой. Развитие интеграционных процессов, несмотря на все сложности и преграды, заметно изменило такое положение дел, экономически и политически сблизило латиноамериканские республики, способствовало повышению их роли на международной арене. Появились дополнительные возможности и в отношениях Латинской Америки и России.

Примеры Меркосур и возникших в XXI веке новых интеграционных группировок говорят о развитии и усложнении международно-политического ландшафта в регионе, формировании новых ориентиров и структур кооперации. Очевидно, что в условиях сохраняющейся международной нестабильности и растущей глобальной конкуренции интеграция отвечает объективным потребностям не только экономического, но и политического сплочения латиноамериканских государств.

В то же время саммит Меркосур в Каракасе продемонстрировал наличие серьезных противоречий в подходах стран-членов к целям и задачам интеграционных процессов. Такие факторы, как приоритет в деятельности Меркосур идеологическо-политического подтекста, стремление к решению первоочередных задач в рамках группировки, торгово-экономические разногласия между странами-членами, способны затруднить и без того непростые задачи продвижения интеграции и создания общего рынка на континенте. Регион явно нуждается в выработке новых согласованных подходов для того, чтобы выйти на следующий виток решения общерегиональных проблем.

1. На первом этапе (1960–1978 гг.) возникло 10 группировок, главными из которых стали Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (1960 г.), Андская группа (1969 г.) и Латиноамериканская и Карибская экономическая система (1975 г.). Ключевым событием второго этапа (1980–1994 гг.) было создание в 1991 г. Общего рынка юга (Меркосур), объединившего Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. Другим знаковым эпизодом этого периода стало подписание в декабре 1992 г. Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) с участием США, Канады и Мексики. Третья волна регионализма (1995–2001 гг.) пришлась на период апогея и кризиса неолиберальной политики, перенесенной на латиноамериканскую почву.

2. Под эгидой УНАСУР объединились все 12 государств Южной Америки, а в состав АЛБА, главную роль в которой играет Венесуэла, вошли Боливия, Куба, Никарагуа, Эквадор, Антигуа и Барбуда, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия.

3. «Левый поворот» в Латинской Америке / Отв. ред. В.П. Сударев. М.: ИЛА РАН, 2007.

4. Яковлев П.П. «Мультилатинас»: трансграничный рывок латиноамериканского бизнеса // Латинская Америка. 2013. № 6. С. 89–104.

5. Европейский союз заключил договоры о свободной торговле с 11 странами Латинской Америки, за исключением государств-членов Меркосур, на долю которых приходится около 60% совокупного ВВП региона (http://economia.elpais.com/economia/2014/08/14/actualidad/1408038037_172328.html).

6. АЛБА и Петрокарибе объединяют в совокупности 21 страну со сходными режимами популистского толка, до последнего времени находившимися «на дотации» у Каракаса.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся