Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Вадим Войников

Д.ю.н., профессор кафедры интеграционного права и прав человека МГИМО МИД России, профессор института управления и территориального развития БФУ им. И. Канта, эксперт РСМД

 Проблема незаконной миграции вновь дала о себе знать в Европейском союзе. Однако теперь уже не на Средиземноморском побережье, а на относительно спокойном побережье пролива Ла-Манш.
Кале представляет собой небольшой портовый город, расположенный в самом узком месте пролива Ла-Манш. Именно по этой причине в окрестностях Кале расположен терминал железнодорожного тоннеля (Евротоннель), соединяющего Францию и Великобританию.

Проблема незаконной миграции вновь дала о себе знать в Европейском союзе. Однако теперь уже не на Средиземноморском побережье, а на относительно спокойном побережье пролива Ла-Манш.

Кале представляет собой небольшой портовый город, расположенный в самом узком месте пролива Ла-Манш. Именно по этой причине в окрестностях Кале расположен терминал железнодорожного тоннеля (Евротоннель), соединяющего Францию и Великобританию.

На линии Евротоннеля действуют несколько типов поездов для транспортировки грузов и пассажиров, один из которых – грузовой поезд (Eurotunnel Shuttle) с открытыми вагонами, в которых перевозят автомобильные фуры. Для обслуживания указанных поездов в окрестностях Кале построен специальный терминал.

На сегодняшний момент указанный железнодорожный тоннель – единственная сухопутная граница между Великобританией и странами Шенгенской зоны. Великобритания до настоящего времени не в полной мере участвует в Шенгенских соглашениях, в связи с чем осуществляет самостоятельную визовую политику и проводит регулярный паспортный контроль на границах с большинством других стран-членов ЕС.

Кале стал весьма притягательным местом для иммигрантов, желающих легальным или нелегальным путем попасть из Шенгенской зоны в Великобританию.

Учитывая данные обстоятельства, Кале стал весьма притягательным местом для иммигрантов, желающих легальным или нелегальным путем попасть из Шенгенской зоны в Великобританию. В период с 1999 по 2002 года в окрестностях Кале был размещен лагерь беженцев, однако даже после его закрытия мигранты продолжали прибывать в город и разбивать временные лагеря, получившие название «джунгли».

Официальные власти не обладают точной информацией о численности проживающих в «джунглях» иммигрантов, однако, по данным французской полиции, около 70% прибывающих в Кале иммигрантов покидают его спустя четыре месяца. При этом непонятно, куда исчезают указанные мигранты – в другие районы Франции, соседние государства Шенгенской зоны или переправляются в Великобританию.


Мигрант возле железной дороги, ведущей через
Ла-Манш.
Кале, Франция. 12 августа 2015 года.
Фото: EPA/ZOLTAN BALOGH HUNGARY OUT

Большинство иммигрантов для незаконной переправки в Великобританию используют следующий способ. Сначала они проникают на территорию грузового терминала, где пытаются попасть в грузовые автомобили или непосредственно в вагоны, направляющиеся в Великобританию. Затем грузовой автотранспорт уже с нелегалами на борту погружается в железнодорожные вагоны и отправляется в Великобританию.

Британская пограничная служба осуществляет паспортный контроль на линии Евротоннеля на территории Франции, поэтому все формальности проводятся британскими и французскими властями еще до погрузки автотранспорта в вагоны. Соответственно, попав в железнодорожный вагон на территории грузового терминала во Франции, нелегал может уже не беспокоиться по поводу дополнительной проверки на территории Великобритании.

По данным компании «Евростар» – оператора Евротоннеля – только с января по начало августа 2015 года были предотвращены около 37 000 попыток нелегального проникновения в Евротоннель для переправки в Великобританию.

По данным французской полиции, около 70% прибывающих в Кале иммигрантов покидают его спустя четыре месяца. При этом непонятно, куда исчезают указанные мигранты.

При этом нередко нелегалам оказывают помощь сами водители грузовиков, которые за вознаграждение позволяют нелегалам спрятаться в грузовом отсеке автомобиля. Так, в начале августа 2015 года британская полиция арестовала водителя грузовой автомашины, перевозившего в кузове 18 нелегалов.

Особый резонанс схема нелегального въезда в Великобританию получила в конце июля 2015 года, всего три месяца спустя после громких событий в Средиземном море.

В ночь с 28-29 июля 2015 года около двух тысяч иммигрантов попытались при помощи штурма проникнуть на территорию железнодорожного терминала с целью нелегального въезда в Великобританию. Этот инцидент стал самой масштабной попыткой нелегальных мигрантов пересечь Ла-Манш. Спустя несколько дней в ночь с 2 по 3 августа 2015 года попытка массового штурма терминала повторилась, однако на этот раз полиция действовала более слаженно.

Вадим Войников:
Упадет ли крепость?

Попав на территорию ЕС, нелегалы, учитывая отсутствие пограничного контроля на внутренних границах, беспрепятственно перемещаются по всей территории Шенгенской зоны. Великобритания, находящаяся за пределами Шенгенского пространства, – одна из наиболее привлекательных для иммигрантов стран.

По мнению иммигрантов, Великобритания – лучшее место для поиска работы, включая теневой сектор. Кроме того, мигранты рассчитывают получить более комфортные условия для жизни, кто-то желает присоединиться к своим родственникам, уже проживающим в Соединенном Королевстве.

Нельзя забывать и еще об одном факторе. Великобритания – одна из главных целей для террористических атак.

Согласно данным Евроюста, боевики «Исламского государства» уже начали внедряться в поток мигрантов, направляющихся из Северной Африки и Ближнего Востока в Европу через Средиземное море. Логично предположить, что после успешного путешествия через Средиземное море боевики устремятся в Великобританию для осуществления террористической деятельности.

Попав в железнодорожный вагон на территории грузового терминала во Франции, нелегал может уже не беспокоиться по поводу дополнительной проверки на территории Великобритании.

Последние события в Кале – логическое продолжение иммиграционного кризиса в Европейском союзе. Война и тяжелейшее экономическое положение в странах Северной Африки и Ближнего Востока заставляют жителей этих регионов перебираться в благополучную Европу, используя для этого весьма опасные способы.

Сразу после событий в Кале Франция и Великобритания обратились в Европейскую комиссию за поддержкой в решении данной проблемы. В ответ на указанную просьбу Европейская комиссия приняла решение о выделении Франции и Великобритании дополнительных денежных средств для разрешения возникшей ситуации.

Однако, как отметил член Европейской комиссии по вопросам миграции, внутренним делам и гражданству Димитрис Аврамопулос, при помощи только денежных дотаций проблему нелегальной миграции решить невозможно.

Проблема переправки нелегалов из Франции в Великобританию не нова. Этот маршрут используется многие годы. Однако именно сейчас на фоне возрастающей угрозы роста нелегальной иммиграции кризис в Кале обнажил еще одну проблему иммиграционной политики ЕС. 

События в Кале свидетельствуют о том, что проблема незаконной иммиграции в ЕС усложняется. Помимо предотвращения въезда нелегалов в ЕС необходимо вырабатывать механизмы по предотвращению их свободного перемещения внутри ЕС.

Согласно данным Евроюста, боевики «Исламского государства» уже начали внедряться в поток мигрантов, направляющихся из Северной Африки и Ближнего Востока в Европу через Средиземное море.

Очевидно, что сейчас Европейский союз, столкнувшись с проблемой роста нелегальной иммиграции, не имеет эффективного средства для борьбы с ней.

Безусловно, события в Кале заставят власти Франции и Великобритании усилить систему безопасности Еврононнеля. Еще до указанных событий британские власти ввели с апреля 2015 года паспортный контроль при выезде из Великобритании. Очевидно, будут введены дополнительные проверки.

Кроме того, нельзя исключать попыток со стороны государств-членов Шенгенского пространства временно восстановить пограничный контроль на внутренних границах с целью выявления нелегальных иммигрантов. Это приведет к серьезным неудобствам для рядовых граждан при пересечении внутренних границ, но вряд ли решит главную проблему.

Ключевой принцип иммиграционной политики ЕС состоял в осуществлении тесного сотрудничества со странами-донорами миграции, чтобы повысить уровень жизни в этих странах, и как следствие, устранить причину для роста нелегальной иммиграции.

При помощи только денежных дотаций проблему нелегальной миграции решить невозможно.

Однако, принимая участие в свержении неугодных режимов, отдельные страны-члены ЕС грубо нарушили данный принцип. Посредством дестабилизации политической и экономической ситуации были созданы  условия для стремительного роста волны незаконной миграции из проблемных стран в государства ЕС.

В качестве ответа на увеличение потока нелегалов и гибель мигрантов в Средиземном море, 23 апреля 2015 года состоялся внеочередной саммит Европейского совета, посвященный проблеме борьбы с незаконной иммиграцией. Одним результатом саммита стало решение о переселении уже прибывших в Италию и Грецию иммигрантов, нуждающихся в международной защите, в другие страны ЕС.

Сейчас Европейский союз, столкнувшись с проблемой роста нелегальной иммиграции, не имеет эффективного средства для борьбы с ней.

20 июля 2015 года Совет согласовал проект резолюции, согласно которой государства-члены ЕС согласились переселить из Италии и Греции 32 256 иностранных граждан, нуждающихся в международной защите (relocation). До конца 2015 года должно быть принято решение о переселении еще 7 744 человек. Переселение первого этапа должно осуществляться в соответствии с квотами, определенными в приложении к резолюции. Самая большая квота у Германии и Франции, соответственно 10 500 и 6752 человека.

Дания и Великобритания в указанном механизме участия не принимают, поскольку в соответствии с протоколами к договору о функционировании ЕС, решения в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия (включая вопросы миграции) не имеют обязательной силы ни для Великобритании, ни для Дании. Впрочем, указанные государства могут принять участие в данных механизмах на добровольной основе.

Кроме того, Совет одобрил решение о переселении из третьих стран лиц, нуждающихся в международной защите, в страны ЕС (resettlement). Всего предполагается переселить 22 504 человек во все страны-члены ЕС (включая Великобританию, Ирландию и Данию), а также в Швейцарию, Исландию, Норвегию и Лихтенштейн. Наибольшее число потенциальных беженцев предполагается переселить в Норвегию (3 500 человек).

Нельзя исключать попыток со стороны государств-членов Шенгенского пространства временно восстановить пограничный контроль на внутренних границах с целью выявления нелегальных иммигрантов.

Подобными мерами ЕС пытается ослабить давление на южные рубежи ЕС, главным образом Италию и Грецию, которые принимают наибольшее число иммигрантов.

Нерешенным остается главная проблема – как остановить поток нелегалов из проблемных стран. Европейские политики возлагают большие надежды на саммит в Валлетте (Мальта), который пройдет 11-12 ноября 2015 года. В ходе саммита, в котором примут участия лидеры ЕС и  Африканских стран, планируется найти путь для усиления взаимодействия с целью нейтрализации причин нелегальной иммиграции, а также для борьбы с незаконным ввозом иммигрантов (human smuggling) и торговлей людьми (human trafficking).

Однако складывающаяся ситуация в странах Северной Африки и Ближнего Востока пока не вселяет большого оптимизма.  

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся