Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 2.07)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Лев Воронков

Д.и.н., в.н.с. Центра североевропейских и балтийских исследований, профессор каф. европейской интеграции МГИМО (У) МИД России

Обеспечение энергетического благополучия — приоритетная задача для Финляндии. Удовлетворить растущие энергетические потребности национальной экономики за счёт имеющихся запасов гидроэнергии, торфа и древесной щепы невозможно, поэтому решение проблемы с помощью внешних источников энергоресурсов и международного сотрудничества длительное время оставалось и в значительной мере остаётся безальтернативным. Российско-финляндский двусторонний сегмент энергетической безопасности страны играет здесь важную роль.

Меняющиеся энергетические реалии могут открыть новые перспективные области как российско-финляндского, так и многостороннего энергетического сотрудничества со странами Северной Европы и государствами — членами ЕС. Традиционное российско-финляндское энергетическое сотрудничество носит прагматический характер, мало подверженный влиянию колебаний политической конъюнктуры. Это в полной мере касается и проекта «Северный поток — 2», к которому Финляндия относится прагматически. Российско-финляндское сотрудничество развивается как в области традиционных, так и возобновляемых источников энергии и продолжает приносить участвующим в нём странам и компаниям коммерческие и иные результаты.

Обеспечение энергетического благополучия — приоритетная задача для Финляндии. Удовлетворить растущие энергетические потребности национальной экономики за счёт имеющихся запасов гидроэнергии, торфа и древесной щепы невозможно, поэтому решение проблемы с помощью внешних источников энергоресурсов и международного сотрудничества длительное время оставалось и в значительной мере остаётся безальтернативным. Российско-финляндский двусторонний сегмент энергетической безопасности страны играет здесь важную роль.

Опыт советско-финляндского энергетического сотрудничества

Основы тесного советско-финляндского энергетического взаимодействия были заложены ещё в годы холодной войны, и даже в самые острые периоды конфронтации между Востоком и Западом нельзя было усомниться в его надёжности и взаимовыгодности.

Послевоенное энергетическое взаимодействие Финляндии и Советского Союза началось в 1950-ые гг. с участия финских энергетиков в восстановлении каскада Пазских гидроэлектростанций Кольского полуострова. В 1961 г. стартовали регулярные поставки электроэнергии из СССР в Финляндию через «Ленэнерго». В начале 1970-ых гг. Москва и Хельсинки заключили контракты на поставку в Финляндию электроэнергии (ноябрь 1970 г.) и атомного топлива (август 1971 г.). В 1980 г. в эксплуатацию ввели Выборгский преобразовательный комплекс, который ежегодно в течение десяти лет обеспечивал поставки до 4 млрд кВт электроэнергии. В период с 1946 по 1976 гг. Советский Союз поставил в Финляндию в общей сложности более 100 млн т нефти и нефтепродуктов и более 20 млн т каменного угля. В январе 1974 г. в эксплуатацию ввели газопровод, по которому в Финляндию стал поступать советский природный газ. Энергетическое взаимодействие с СССР помимо поставок нужных энергоресурсов способствовало росту экспорта финской продукции и увеличению занятости населения. В связи со значительным ростом цен на топливо на мировых рынках в 1974 г. Советский Союз увеличил закупки в Финляндии необходимых ему товаров, что позволило ей нарастить объёмы производства и экспорта в СССР (на 40%), увеличить занятость населения и покрыть возникший внешнеторговый дефицит.

Международный энергетический кризис побудил правительство Финляндии принять решение о строительстве атомных электростанций и увеличить использование торфа для получения тепловой электроэнергии. 14 мая 1969 г. Советский Союз и Финляндия подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. По советским проектам в Финляндии были построены теплоэлектростанция в Кристийнанкаупунки и реакторы атомной электростанции в (1971–1981 гг.), оборудование для которых поставляли финские машиностроительные фирмы концерна «Финнатом». В 1997–2002 гг. в результате реконструкции станции мощность каждого её реактора увеличилась до 488 МГв. АЭС в Ловиисе сейчас принадлежит финскому концерну Fortum. Вторая финская АЭС на острове Олкилуото была построена шведским концерном АВВ и введена в эксплуатацию в 1980 г. На сегодняшний день около 30% от общего потребления электроэнергии в стране приходятся на атомные электростанции.  

Столь масштабное российско-финляндское сотрудничество в сфере энергетики не может не порождать взаимозависимости, которая становится закономерным результатом торгово-экономических связей между государствами, а также международного разделения труда в рамках мирового хозяйства. Попытки использовать это для получения политических преференций или решения международных проблем в чьих-то интересах деструктивны по своей сути, а главное — бесперспективны. Накопленный опыт послевоенного взаимодействия СССР и Финляндии в сфере энергетики подтвердил его взаимовыгодный характер и безусловное соответствие финским национальным интересам. Нет никаких оснований подозревать «великого восточного соседа» (так было принято называть Советский Союз в Финляндии) в намерении злоупотребить сложившейся ситуацией в ущерб финским интересам.

Столь масштабное российско-финляндское сотрудничество в сфере энергетики не может не порождать взаимозависимости.

Российско-финляндские связи в области энергетики

После распада Советского Союза традиционное двустороннее сотрудничество в области энергетики осталось приоритетным направлением взаимодействия, хотя формы его существенно изменились. В январе 1992 г. было подписано двустороннее межправительственное Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве и создана специальная российско-финляндская межправительственная комиссия, в которой существует рабочая группа по вопросам энергетики.

Одним из крупнейших игроков в двусторонних российско-финляндских отношениях в области энергетики стал финский концерн Fortum, образованный в 1998 г. Контрольный пакет его акций принадлежит министерству промышленности и торговли Финляндии. В августе 2005 г. он контролировал 32,8% акций «Ленэнерго». Реформирование российской энергетики в 2005 г. привело к разделу предприятия на четыре компании — генерирующую, магистральную, сетевую и сбытовую. Генерирующие активы «Ленэнерго» перешли под управление Территориально-генерирующей компании (ТГК-1), образованной на основе таких энергетических компаний Северо-Запада России, как «Ленэнерго», «Колэнерго» и «Карелэнерго». Финские акционеры «Ленэнерго» вошли в состав собственников ТГК-1.

Екатерина Грушевенко, Алексей Хохлов:
Россия на глобальном рынке ВИЭ

В связи с тем, что гидроэлектростанции составляют около 50% мощностей ТГК-1, финский концерн, способный вырабатывать электроэнергию без сжигания природного газа, больше заинтересован в наращивании экспорта относительно дешёвой российской электроэнергии в Финляндию и другие страны Северной Европы, чем более дорогого природного газа. Поставки электроэнергии в Финляндию осуществляются с Северо-Западной ТЭЦ, отдельные энергоблоки которой с 2003 г. работают параллельно с финляндской энергосистемой.

Среди крупнейших энергетических компаний с российским участием в Финляндии — «Тебойл», являющаяся дочерней компанией концерна ЛУКОЙЛ, и «Нижекс», входящая в структуры ОАО «Нижнекамскнефтехим».

В 2006 г. стороны для связи энергосистем России и Финляндии одобрили проект прокладки по дну Финского залива высоковольтного кабеля длиной в 150 км, который предусматривал транспортировку до 8,7 млрд кВт-ч электроэнергии из Ленинградской области в Финляндию. Проект предусматривал также строительство двух береговых конверторных станций для подключения к магистральным сетям высокого напряжения.

Финляндия — крупнейший покупатель российской электроэнергии с долей более 57% в общем российском экспорте энергии высокого напряжения. На нее приходятся примерно две трети финляндского импорта электроэнергии, она покрывает около 12% энергопотребления Финляндии и сравнима по объёму с общей выработкой электроэнергии финскими ГЭС.

В связи с решением правительства Финляндии в 2002 г. соорудить в стране ещё один ядерный реактор на АЭС Олкилуото провели международный тендер, в котором участвовали консорциум Framatome ANP (совместное предприятие французской компании Framatome и германского концерна Siemens), американская корпорация General Electric и российский Атомстройэкспорт. Тендер выиграл консорциум Framatome ANP, однако в связи с затягиванием сроков и значительным ростом его стоимости правительство Финляндии решило отменить строительство энергоблока. 5 октября 2011 г. оно решило строить новую АЭС «Ханхикиви-1» на берегу Ботнического залива примерно в 100 км к югу от города Оулу. Соглашение о разработке проекта 3 июля 2013 г. заключили компании Fennovoima Oy и ЗАО «Русатом Оверсиз», дочернее предприятие российской государственной корпорации «Росатом».

В сентябре 2014 г. правительство Финляндии одобрило проект строительства этой АЭС при участии России, срок завершения намечен на 2024 г., а национальный парламент в декабре 2014 г. подтвердил это решение. Fennovoima в июне 2015 г. подала заявку на получение лицензии на строительство станции. Финское подразделение «Росатома» вошло в число акционеров Fennovoima с 34% долей.

Общая стоимость проекта составит примерно 6,5–7 млрд евро. Для этих целей российское правительство выделит 2,4 млрд евро из Фонда национального благосостояния. Обеспечит топливом строящийся реактор дочерняя компания «Росатома» ОАО «ТВЭЛ», с которой заключён 10-летний контракт. Реализация проекта, по оценкам «Росатома», должна принести России 17,5 млрд евро. 19 января 2016 г. в Пюхяйоки состоялась торжественная церемония закладки котлована. Для строительства, которое должно начаться в 2018 г., потребуется создать до 4 тыс. рабочих мест.

Важной областью российско-финляндского взаимодействия также стали вопросы ядерной безопасности. В 2003 г. Финляндия присоединилась к глобальному партнёрству в обеспечении ядерной безопасности на Северо-Западе России, инициированном в 2002 г. «Группой восьми», она также участвует в фонде поддержки «Окна ядерной безопасности» экологического партнёрства Северного измерения.

Важной областью российско-финляндского взаимодействия также стали вопросы ядерной безопасности.

Топливно-энергетические продукты продолжают оставаться основными статьями российского экспорта в Финляндию (свыше 73%). Их закупки строятся на коммерческой основе с должным учётом конкурентоспособности, а участвующие компании «голосуют» за них собственными средствами. Навязать финским предприятиям ненужные им российские топливно-энергетические продукты и заставить расплачиваться за них собственными средствами невозможно. Российская сторона никогда не навязывала Финляндии те или иные формы энергетической кооперации и откликалась на её нужды и потребности в приемлемой и уважительной для Финляндии форме.

Весьма важная часть комплекса российско-финляндского энергетического сотрудничества — деятельность финляндской государственной компании Fortum, являющейся крупнейшим инвестором и партнёром российских компаний в энергетической области. В 2008 г. она вложила в российскую экономику более 2,5 млрд евро, приобретя территориальную генерирующую компанию ТГК-10. Производственные активы ТГК-10 находятся на Урале и в Западной Сибири. Компания Fortum принимала участие в строительстве и модернизации энергоблоков Челябинской и Тюменской ТЭЦ, турбины на Тобольской ТЭЦ. Самый крупный проект Fortum в России — сооружение трёх энергоблоков Няганской ГРЭС в Ханты-Мансийском автономном округе.

В общей сложности финская компания владеет девятью электростанциями в России, большая часть которых работает на природном газе ТЭЦ, некоторые из них — на российском угле. Она владеет 29,5% ОАО «Территориальная генерирующая компания» (ТГК-1), которой принадлежат гидро- и теплоэлектростанции, расположенные в Санкт-Петербурге, в Ленинградской области, республике Карелии и на Кольском полуострове, а также тепловые сети Санкт-Петербурга. Являясь крупнейшим инвестором и серьёзным партнером российских компаний в области энергетики, финский концерн Fortum входит в Консультативный совет по иностранным инвестициям в России.

Важно подчеркнуть, что Финляндия одновременно участвует в тесном энергетическом сотрудничестве с другими странами Северной Европы. Ещё в 1963 г. они создали энергообъединение «Нурдэль» (Nordel), которое стало специализироваться на решении технических вопросов взаимодействия их энергосистем. Его создание стало первым шагом на пути либерализации субрегионального рынка энергии. В 1993 г. объединение стало заниматься созданием структуры единой североевропейской энергетической системы. Наконец, в 2009 г. полномочия «Нурдэль» перешли к «Европейскому сообществу операторов магистральных сетей в области электроэнергетики» (ENTSO-E), которое объединило электросети многих государств — членов ЕС.

Стремясь интегрировать свои рынки энергетики, страны Северной Европы создали Северный пул (Nord Pool), в сферу ответственности которого вошли вопросы обмена электроэнергией. В результате появился общий для них оптовый рынок электроэнергии, через который продаётся более 75% всей генерированной в субрегионе энергии. Его неотъемлемой частью является и Финляндия. Таким образом, российско-финляндское сотрудничество в области энергетики приобрело важное значение для других североевропейских государств [2].

Для Финляндии с её ограниченными энергоресурсами большое экономическое значение приобретают вопросы энергосбережения, повышения эффективности использования энергии, более широкое применение возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Помимо национальных усилий в этих сферах, развития взаимодействия с другими северными странами и членами ЕС, а также в рамках Совета государств Балтийского моря (СГБМ), Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) и Северного измерения, в деятельности которых участвует и Россия, Хельсинки в этих областях весьма активно развивает сотрудничество с Москвой. Данные вопросы приобретают особое значение после принятия в Финляндии новой энергетической стратегии.

Российско-финляндское сотрудничество в области энергетики приобрело важное значение для других североевропейских государств.

Современная энергетическая стратегия Финляндии и Россия

24 ноября 2016 г. правительство Финляндии утвердило национальную энергетическую и климатическую стратегию до 2030 г., которая предусматривает увеличение доли ВИЭ в конечном энергопотреблении Финляндии в 2020 гг. до 50% и более. Её долгосрочная цель — сделать энергетическую систему страны углеродно-нейтральной и основанной в значительной степени на ВИЭ. Финляндия рассматривает возможности перехода к 2050 г. к экономике, основанной исключительно на возобновляемых источниках энергии.

Финансовую поддержку инвестициям в ВИЭ планируется сконцентрировать на коммерциализации новых технологий, на предприятиях по производству транспортного биотоплива, а также на утилизации сельскохозяйственных, бытовых и промышленных отходов и побочных потоков при генерации тепловой и электроэнергии. Учитывая особенности сырьевой базы финской энергетики, принято решение субсидировать генерирование энергии из лесной древесной щепы и поддерживать использование торфа.    К 2030 г. планируется иметь в Финляндии не менее 250 тыс. электромобилей и не менее 50 тыс. газовых автомобилей, заметно увеличить использование транспортного биотоплива. Предусматривается рост объёмов производства и использования биогаза и стимулирование распространения газовых автомобилей и биогазовых установок [3].

Намерения финнов уменьшить в два раза в течение 2020-х гг. использование импортных нефтепродуктов и прекратить использование угля для производства энергии могут напрямую затронуть российско-финляндское энергетическое взаимодействие. Поскольку и другие государства — члены ЕС движутся в этом направлении, для России было бы естественным оценить перспективность рынков Финляндии и ЕС для местных энергоносителей и внести в российскую энергетическую стратегию соответствующие изменения.

Намечаемые планы ещё предстоит реализовать на практике, а затем пережить длительный переходный период и болезненную адаптацию общества к новым энергетическим реальностям. Вместе с тем следует исходить из того, что объёмы экспорта российских энергоносителей в Финляндию, страны Северной Европы и ЕС не обязательно будут расти, что, кстати, не исключает передачи им электроэнергии в большем количестве.

Меняющиеся энергетические реалии могут открыть новые перспективные области как российско-финляндского, так и многостороннего энергетического сотрудничества со странами Северной Европы и государствами — членами ЕС. В 2008 г. российский президент поставил цель снизить к 2020 г. энергоёмкость ВВП страны на 40% к уровню 2007 г. В ноябре 2009 г. был принят Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и одобрены соответствующие государственные программы [4]. Эти программы по задачам, которые они призваны решать, во многом перекликаются с положениями новой энергетической стратегии Финляндии, что открывает перспективы для продолжения двустороннего технологического взаимодействия обеих стран в области энергетики.

Деятельность финского концерна Fortum на российском и других рынках сосредоточена на производстве электроэнергии из возобновляемых источников энергии, в том числе на ветрогенерации. В декабре 2015 г. он приступил к строительству ветропарка в городе Ульяновске мощностью 35 МГв. В ноябре 2016 г. Fortum договорился с российской корпорацией «Роснано» о сотрудничестве, предусматривающем создание в России ветрогенерирующих мощностей в несколько сот МГв.

Финские партнёры проявляют интерес к участию в развитии солнечной энергетики на российской территории. Определённые перспективы двустороннего сотрудничества существуют и в области энергетического использования древесины, где Финляндия является одним из мировых лидеров. Россия, как известно, также не обделена лесами. Не исключено, что производство биотоплива из древесной массы может стать ещё одной областью тесного российско-финляндского энергетического взаимодействия.

Намерения финнов уменьшить в два раза в течение 2020-х гг. использование импортных нефтепродуктов и прекратить использование угля для производства энергии могут напрямую затронуть российско-финляндское энергетическое взаимодействие.

Традиционное российско-финляндское энергетическое сотрудничество носит прагматический характер, мало подверженный влиянию колебаний политической конъюнктуры. Это в полной мере касается и проекта «Северный поток — 2», к которому, как заявил премьер-министр Юхи Сипили, Финляндия относится прагматически. Это сотрудничество развивается как в области традиционных, так и возобновляемых источников энергии и продолжает приносить участвующим в нём странам и компаниям коммерческие и иные результаты.

Несмотря на это, сотрудники полиции безопасности Финляндии в своём отчёте сообщили, что российская энергетическая политика направлена на то, чтобы поставить страну в зависимое положение, и что главной целью российской разведки в 2015 г. было повлиять на энергетическую политику Финляндии. Этот вывод сделан, судя по всему, на основе какой-то особой, неизвестной информации, недоступной ни российским и финским компаниям, ни государственным деятелям, ни средствам массовой информации и экспертам, ни разведке. Остаётся усомниться в наличии подтверждений этому в принципе.

В свою очередь, ученые Финского института международных отношений предупредили финнов об опасности агрессивного поведения и политизации энергетического сотрудничества со стороны России и рекомендовали властям подготовиться к вероятному кризису в двусторонних отношениях. Для того чтобы обезопасить себя от «агрессии» со стороны России, нужно, по мнению экспертов этого института, избегать стратегических инвестиций в её экономику, продолжать военное сотрудничество с западными партнерами на всех уровнях, информировать партнёров по ЕС о всех событиях в финляндско-российских отношениях и сообщать России о неприемлемости нарушения международных соглашений. Очевидно, они пришли к этим глубоким выводам на основе той же информации, что и сотрудники полиции безопасности. Может быть, следовало бы начать с того, чтобы опровергнуть приводимые в настоящей статье факты, а не ссылаться на данные, которые на самом деле не существуют?

Менее всего для недобросовестных и политизированных спекуляций «экспертов» подходит российско-финляндское взаимодействие в сфере энергетики, так как оно отвечает фундаментальным интересам Финляндии, её бизнес структур и широких слоёв населения.

1. Воронков Л.С., Сенюков Ю.П. Финляндия — наш северный сосед // Знание. Серия «У политической карты мира», май 1977 г., С. 20 — 22, 24.

2. Воронков Л. С. «Северное сотрудничество» и особенности североевропейской интеграции. Москва: издательство «МГИМО-университет», 2016. С. 270-271.

3. Стратегия очерчивает действия Финляндии в области энергетики и климата до 2030 года и далее. Tyo- ja elinkeinoministerio. Сообщение 24.11.2016 г.

4. Current issues and strategic guidelines of Russian-Finnish Economic Cooperation. Trade Representation of the Russian Federation in Finland. Saint-Petersburg, 2017. p. 112.

Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 2.07)
 (15 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
2111111111113/en/2111111111113