Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Иванов

Президент РСМД, министр иностранных дел России (1998–2004 гг.), профессор МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН, член РСМД

Элен Таушер

Председатель Центра Брента Скаукрофта по международной безопасности Атлантического совета США

В марте 2013 г. РСМД и Атлантический совет США приступили к работе над совместным проектом, направленным на разработку предложений, реализация которых позволила бы начать процесс перестройки российско-американских стратегических отношений на новые принципы взаимной гарантированной стабильности. Статья подготовлена руководителями проекта - Игорем Ивановым (РСМД) и Элен Таушер (Атлантический совет).

В марте 2013 г. Российский совет по международным делам и Атлантический совет США приступили к работе над совместным проектом, направленным на разработку предложений, реализация которых позволила бы начать процесс перестройки российско-американских стратегических отношений на новые принципы взаимной гарантированной стабильности.

Статья подготовлена руководителями проекта - президентом РСМД, министром иностранных дел России с 1998 по 2004 год Игорем Ивановым и председателем Центра Брента Скаукрофта по международной безопасности Атлантического совета США, заместителем государственного секретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности в администрации Барака Обамы в 2009–2012 годах Элен Таушер.


Российско-американский политический диалог высокого уровня начинает набирать обороты. Предстоящие в июне и сентябре с.г. встречи президентов Владимира Путина и Барака Обамы должны определить новую траекторию развития российско-американских отношений.

Несмотря на неоднозначные результаты российско-американской «перезагрузки», она создала реальные предпосылки для фундаментальной трансформации российско-американских отношений - перехода от старой парадигмы «взаимного гарантированного уничтожения», унаследованной от периода «холодной войны», к новой парадигме сотрудничества, которую можно определить как взаимно гарантированная стабильность.

Взаимное гарантированное уничтожение (ВГУ) лежало в основе отношений между Москвой и Вашингтоном на протяжении десятилетий «холодной войны». Наши отношения того времени можно было охарактеризовать как «игру с нулевой суммой» в условиях ожесточённого идеологического и политического противостояния по всему миру. Колоссальные ядерные арсеналы, находившиеся в состоянии постоянной повышенной боевой готовности, обеспечивали сохранение «холодного» мира между двумя сверхдержавами, несмотря на вспышки «горячих» войн в Корее, Вьетнаме, Афганистане и других регионах планеты.

Парадигма взаимного гарантированного уничтожения уже не соответствует реалиям современного глобализированного многополярного мира. Российско-американские отношения сегодня не могут быть «игрой с нулевой суммой». Наши страны имеют слишком много общих интересов. Конечно, в российской и американской позициях по многим вопросам сохраняются существенные расхождения, например по Сирии. Но наши двусторонние отношения сегодня гораздо богаче и разнообразнее, чем они были в годы «холодной войны». Ни в России, ни в Америке уже нет страха перед возможным ядерным ударом со стороны другой сверхдержавы. Население наших стран гораздо больше обеспокоено такими угрозами, как экстремизм, терроризм, природные катаклизмы, распространение оружия массового уничтожения и экологические катастрофы. Чтобы противостоять этим реальным угрозам современности, необходимо расширять международное сотрудничество прежде всего между великими державами, такими как Россия и Соединённые Штаты.

Отношения между нашими странами после «холодной войны» уже не сводятся исключительно к проблемам безопасности в узком смысле этого слова. Глобализация и открытые рынки позволяют деловым людям из России и США всё чаще становиться партнёрами в торговле и инвестициях, стимулируют рост научно-технического сотрудничества между нашими странами, открывают новые возможности для культурных и гуманитарных связей.

Политическое руководство России и США уже признало эту новую реальность в наших отношениях. Однако предстоит предпринять конкретные шаги по созданию новой модели стратегического взаимодействия, которая выходила бы за рамки взаимного гарантированного уничтожения и развивалась в направлении системы общей безопасности. Ближайшие месяцы предоставят уникальную возможность начать практическое движение к новой стратегической парадигме.

На протяжении последнего десятилетия одним из принципиальных разногласий между Россией и США в области безопасности оставалась проблема противоракетной обороны. Попытки наладить сотрудничество в этой сфере не имели успеха, в том числе из-за опасений российской стороны, что противоракетный потенциал США может в конечном счёте создать угрозу для эффективности российских межконтинентальных баллистических ракет как средства сдерживания.

Решение американской администрации от 15 марта с.г. о пересмотре четвёртой фазы развёртывания Европейской системы ПРО стало положительным сигналом, зарождающим надежды на достижение российско-американских договорённостей. Пересматривая четвёртую фазу и отказываясь от программы развёртывания перехватчиков SM3-IIB, Вашингтон фактически может устранить компонент системы ПРО, который создаёт потенциальные угрозы российским межконтинентальным баллистическим ракетам. Это важное изменение в американской политике, вызванное в том числе бюджетными ограничениями и технологическими сложностями представляет хорошую возможность начать конструктивный диалог между Россией, США и НАТО по вопросам Европейской ПРО.

Настало время, чтобы наши страны перешли к сотрудничеству в сфере ПРО. Тем более что часть сложной подготовительной работы уже была проделана: ещё в 2010 году российские и американские переговорщики вышли на понимание того, что договорённость в сфере ПРО возможна. И только политические обстоятельства того времени не позволили лидерам двух стран выйти на такие договорённости.

Чтобы новая возможность не была упущена, необходима политическая договорённость между президентами Владимиром Путиным и Бараком Обамой. Такая договорённость должна открыть путь для переговоров по конкретным вопросам сотрудничества. Оно могло бы включать в себя на первом этапе создание центра обмена данными, расширение практики совместных учений по ПРО и другие практические вопросы. Все эти шаги предполагают большую открытость, что в свою очередь должно снижать обеспокоенность с российской стороны относительно намерений США, а расширение сотрудничества должно стать важным инструментом взаимодействия наших государств в интересах укрепления международной безопасности.

Российско-американское сотрудничество в области противоракетной обороны могло бы кардинальным образом изменить характер двусторонних отношений. Оно привело бы к изменению парадигмы стратегического взаимодействия двух держав: от поддержания способности уничтожить друг друга к совместной защите наших стран от общих ракетных угроз. Руководство России и США на протяжении последних двадцати лет тщетно искало такие подходы, которые позволили бы открыть путь к сотрудничеству в будущем. Cовременный мир меняется слишком быстро, и наши страны не могут позволить себе ещё двадцать лет упускать возможности. Настало время перейти в наших отношениях от «взаимного гарантированного уничтожения» к «взаимно гарантированной стабильности», предполагающей укрепление мер доверия, транспарентности и предсказуемости в действиях сторон, согласованные действия в области ограничения вооружений при условии ненанесения ущерба интересам безопасности друг друга, расширение сотрудничества в интересах совместного противостояния глобальным вызовам.

Источник: Красная Звезда

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

    Загрязнение окружающей среды  
     474 (59.03%)
    Терроризм и экстремизм  
     390 (48.57%)
    Неравномерность мирового экономического развития  
     337 (41.97%)
    Глобальный системный кризис  
     334 (41.59%)
    Гонка вооружений  
     308 (38.36%)
    Бедность и голод  
     272 (33.87%)
    Изменение климата  
     251 (31.26%)
    Мировая война  
     219 (27.27%)
    Исчерпание природных ресурсов  
     212 (26.40%)
    Деградация человека как биологического вида  
     182 (22.67%)
    Эпидемии  
     158 (19.68%)
    Кибератаки на критическую инфраструктуру  
     152 (18.93%)
    Недружественный искусственный интеллект  
     74 (9.22%)
    Падение астероида  
     17 (2.12%)
    Враждебные инопланетяне  
     16 (1.99%)
    Другое (в комментариях)  
     10 (1.25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся