Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Вячеслав Сухнев

Ведущий редактор журнала «Стратегия России», член Союза журналистов и Союза писателей России, эксперт РСМД

Журналисты, эксперты, издатели давно с тревогой говорят о будущем печатных СМИ, отступающих, по мнению многих, под натиском электронных изданий и телевидения. И сегодня немало ответственных людей полагают, что говорить о газетной журналистике – пустая трата времени, поскольку сама газета заканчивается как средство массовой информации.

Журналисты, эксперты, издатели давно с тревогой говорят о будущем печатных СМИ, отступающих, по мнению многих, под натиском электронных изданий и телевидения. И сегодня немало ответственных людей полагают, что говорить о газетной журналистике – пустая трата времени, поскольку сама газета заканчивается как средство массовой информации.

Четыре века – одна форма

Полиграфия как техническая база газеты появилась с изобретением печатного пресса Гуттенберга в 1439 г. К тому времени, кроме пресса, были изобретены остальные полиграфические компоненты – металлические литеры, крупноформатная и, что важно, дешевая в производстве листовая бумага, а также вязкие красители на основе минеральных пигментов и растительной олифы. В самом начале XVI века в Западной Европе работало свыше 200 печатных машин. За полвека после изобретения пресса было напечатано 8 млн книг. И только в начале XVII века появились идеи использовать опыт книгоиздателей для печати новостных изданий.

В Европе первую газету начал издавать типограф Иоганн Каролюс в 1609 г. в Страсбурге. У нее не было названия, только девиз – «Relation: Aller Fürnemmen und Gedenckwürdigen Historien». Переводится примерно так: «Собрание всех важных и памятных историй», причем из контекста газеты понятно, что истории – это новости в чистом виде. В первом выпуске публиковались известия из Антверпена, Кельна, Венеции, Рима и Вены. Современный вид был у «La Gazette», которая стала выходить во Франции в 1631 г. Ее тираж по тем временам был огромен – 1200 экземпляров. У нас сегодня такими тиражами выходят некоторые районные газеты.

Фото: deer00hunter.livejournal.com
Первая печатная петровская газета
"Ведомости"

Итак, в течение четырехсот лет газета оставалась неизменной по форме – несколько сложенных вместе бумажных листов с напечатанными на них короткими заметками, аналитическими статьями, иллюстрациями. Полиграфия за четыре века пережила несколько революций, пройдя путь от отдельных металлических литер к строкоотливным машинам и компьютерному набору, от полос с выставленными литерами к металлическим формам, от выгравированного на металле портрета к цифровому снимку, от печатного пресса к ротационным машинам. Только сама газета оставалась практически неизменной. Она лишь эволюционировала от листка Петровских «Ведомостей» к пухлой подушке «Коммерсанта» и обзавелась иллюстрациями – сначала черно-белыми, потом цветными.

Вот здесь пессимистам, предрекающим смерть газеты, и задуматься бы: а почему четыре века не меняется ее форма? Почему в любой точке земного шара она не подвержена никаким новациям, хотя за четыреста лет менялось все – от национальной одежды до национальной кухни? Есть же этому какие-то объяснения.

На протяжении четырех столетий принцип «упаковки» информации в газете не менялся. Почему? Потому что он самый простой, следовательно, самый надежный. Надо учитывать психологию и, если угодно, физиологию читателя. Для того чтобы посмотреть новости по телевидению или в Интернете, нужно включить телевизор или компьютер и определенным образом их настроить. Нередко это довольно сложно сделать, особенно находясь в транспорте или на садовом участке. А для того чтобы воспользоваться обычной газетой, причем в любой обстановке, нужны только руки и глаза: листай да читай!

Разные аудитории – разные предпочтения

Фото: Fotobank.ru
Советские колхозники внимательно слушают
по радио о результатах советско-британских
переговоров, август 1941

Гибель газеты предрекается периодически. Особенно пугали этим, когда сначала телевидение, а затем Интернет делали очередной рывок в своем развитии. Когда появилась спутниковая сеть связи, позволявшая принимать телевизионный сигнал из Москвы на всей территории страны, в журналистской среде телевидение сразу же объявили могильщиком газеты. Молодые дарования с факультетов журналистики побежали в телевизионные редакции. Роман Александрович Карпель, умудрившийся доработать в «Московском комсомольце» до пенсии, рассказывал мне в середине 1970-х годов, как газету уже «хоронили» в середине 1930-х – с расцветом радио. Тогда молодые перья тоже рвались с отделений журналистики в радиоредакции.

Интересно, что тогда же, в 1970–1980-е годы, телевидение было объявлено и могильщиком театра. Кризис театра, действительно, наступил, но его вызвали не происки телевидения, а болезненные общественные потрясения конца 1980-х – начала 1990-х, т.е. сугубо социальные и финансовые причины. Сейчас театр жив и вполне хорошо себя чувствует за счет своей аудитории. С все большим проникновением в наш быт Интернета пошли разговоры, что электронная пресса становится могильщиком печатных СМИ.

Но в разговорах о смерти газеты не учтены ее специфика и специфика газетной аудитории. У традиционных и новых медиа – аудитории разные. Тот, кто получает новости на мобильный телефон или ноутбук, слушает их по автомобильному радиоприемнику, как правило, не читает газет. Поэтому вполне справедлив вывод: аудитория, которую завоевывают новые СМИ, практически не пересекается с аудиторией печатной прессы.

Она выживет не потому, что лучше телевидения, радио или Интернета, а потому, что у радио, телевидения, Интернета и газеты – разные задачи, разные средства решения этих задач, разные аудитории.

Телевизионная и газетная аудитории различаются по степени осмысления увиденного и прочитанного. Не хочу никого обидеть, но телевизор, как правило, смотрят те, у кого нет времени или желания обдумывать материал. Газету же читают те, у кого такого времени или желания хватает. Именно в расчете на свою аудиторию строятся принципы подачи газетных материалов.

Газета воспитывает свою постоянную аудиторию именно неизменностью формы подачи материала. Это механизм психологический, позволяющий включать еще два механизма – идеологический и экономический.

От информации – к аналитике

Фото: galyonkin.com
The Daily
На электронную газету «The Daily» за
8 месяцев подписалось только
100 тыс. читателей

Телевидение, Интернет и радио развиваются, но и газета почему-то не умирает. Более того, она выказывает все признаки адаптации здорового организма к меняющимся условиям окружающей среды: становится цветной и, так сказать, многоканальной – центральные издания сегодня выходят с региональными выпусками и множеством приложений. Конечно же, рано или поздно и газета перейдет на новые технологии – ее можно будет принимать по Интернету на компактный носитель дома, в транспорте и на рыбалке. Но это произойдет не раньше, чем микрокомпьютеры и устойчивая связь станут таким же привычным и массовым явлением, как нынешняя бумага и типографская краска. Когда газету в электронном виде читать будет так же удобно, как в бумажном. Знаменитый медиа-магнат Руперт Мердок уже демонстрировал в январе 2011 г. электронную газету «The Daily», которую можно принимать на iPad. Однако через восемь месяцев выяснилось, что на эту газету во всем мире подписалось около 100 тыс. читателей, и она принесла Мердоку огромные убытки. Это лишний раз доказывает, что возможности технологии и доступность продукта, произведенного с помощью этой технологии, не всегда адекватны, особенно карману потребителя. Теперь осталось дождаться, пока электронная газета станет массово доступной. Но уже сейчас можно сказать, что, полностью изменившись внешне, она останется прежней – по сути, по контенту, по способу организации материала. Она выживет не потому, что лучше телевидения, радио или Интернета, а потому, что у радио, телевидения, Интернета и газеты – разные задачи, разные средства решения этих задач, разные аудитории.

Разговор надо вести не о смерти газеты, а о наибольшей уязвимости ежедневных изданий. Им, действительно, трудно конкурировать с телевидением и другими мобильными СМИ.

Развитие аналитического содержания газеты – вот направление ее дальнейшего существования. Здесь может и должна идти борьба за читателя и, соответственно, за тиражи. А по тиражам – и реклама. С развитием телевидения и Интернет-ресурсов газета все больше теряет функции информативного источника, зато у нее появляются все возможности стать мощным аналитическим инструментом коррекции общественного сознания.

Газета занимает на информационном рынке ту нишу, которую, по определению, не смогут занять другие средства массовой информации. И сегодня газета движется именно в сторону аналитики – хотят того или не хотят издатели, главные редакторы и теоретики от журналистики.

Разговор надо вести не о смерти газеты, а о наибольшей уязвимости ежедневных изданий. Им, действительно, трудно конкурировать с телевидением и другими мобильными СМИ. Как правило, газета печатается вечером, когда основные новости уже растиражированы в телевыпусках и в Интернете. А к читателю она попадает утром – со вчерашними новостями. Как известно, хороши бывают только вчерашние щи... Поэтому, развиваясь, газета постепенно сменит жанровую политику – от информации к аналитической статье, от злободневной заметки к обзору событий недели. Уже сейчас, в русле этой тенденции, газете приходится пересматривать очень многие параметры: частотность выхода, объем, формат и даже дизайн. Так, большие ежедневные газеты начинают выходить в формате таблоидов да еще заводят еженедельную «толстушку». Характерный пример – «Комсомольская правда».

На протяжении четырех столетий принцип «упаковки» информации в газете не менялся. Почему? Потому что он самый простой, следовательно, самый надежный.

Много лет назад многополосные газеты можно было пересчитать по пальцам: «Неделя», «Литературная Россия», «Литературная газета», «Экономика и жизнь», «Собеседник», «АиФ». Сегодня многополосники, выходящие в подавляющем большинстве в формате еженедельного таблоида, становятся самым распространенным типом газеты. И, пожалуй, в недалеком будущем они займут всю нишу печатной прессы. Их преимущества – свобода ранжирования событий по важности, возможность исследования этих событий в развитии, прогноз их воздействия на ближайшую и отдаленную перспективу.

Идя навстречу пожеланиям продвинутых читателей, многие газеты завели собственные сайты, где вывешиваются свежие номера. То есть газета осваивает и новую форму подачи материала.

Печать уходит в провинцию

Фото: gazeta-petrozavodsk.ru
Газета «Петрозводск» - один из номинантов
всероссийского конкурса на лучшую
газету России региональную
(2011 г., Фонд «Новая Евразия»)

По данным Всемирной газетной ассоциации (WAN) за 2008 г., за последние пять лет глобальный совокупный тираж платных и бесплатных газет вырос на 9,95%. Печать остается ведущим рекламным медиа в мире, контролирующим 40% рынка. По прогнозам специалистов, эта тенденция сохранится еще много лет. «Дела у газет идут гораздо лучше, чем принято считать, – отмечает Тимоти Болдинг, генеральный директор WAN. – Цифры подтверждают, что отрасль здорова и энергична и успешно справляется с усиливающейся конкуренцией со стороны других медиа. Мода на предсказание скорой кончины газетам – не более чем мода, основанная на общих предположениях, которые не выдерживают проверки фактами».

В отраслевом докладе «Российский рынок периодической печати», выпущенном Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в 2010 г., отмечается, что в конце 2000-х годов, несмотря на экономический кризис, объемы газет, их аудитория, рекламные доходы выросли. Газеты в массовом порядке переходят на полный цвет, многие – на компактный формат таблоида. Главное – растут инвестиции в полиграфию и в новые предпечатные технологии. Это, подчеркнем, долгосрочные инвестиции. Они возвращаются в виде прибылей не один год. А это означает, что издатели оптимистично смотрят на будущее печатных изданий – главных заказчиков типографий.

Теперь о других итогах исследований, которые подтверждают некоторые мои выводы. Ежедневные газеты, в том числе учрежденные органами государственной и муниципальной власти, преобразовываются в еженедельники. В целом даже газеты административных центров и малых городов России в условиях кризиса чувствовали себя вполне уверенно. А это дает возможность прогнозировать, что газетная отрасль страны сохранит способность конкурировать с другими СМИ.

В ближайшие сто лет печатным изданиям, чтобы выжить, надо будет решить две взаимосвязанные задачи. Первая – сменить жанровую политику, перейти от информации к аналитике.

Однако у печатной прессы есть и проблемы. Главная из них заключается в качестве – половина газет остается не очень привлекательными и внешне, и по содержанию. В повышении качества печатных изданий кроются большие резервы конкурентоспособности.

Пока мы говорили о газете вообще. Теперь поговорим о газете применительно к российским условиям. По среднестатистическим данным последнего десятилетия, доля федеральных газет на российском рынке печатных СМИ составляла от 1,5 до 2%. То есть из почти 30 тыс. всех газет России чуть более 400 издаются как общероссийские. Остальные – межрегиональные, областные и районные. Областные и особенно районные газеты выступают основными поставщиками местных новостей и площадками для обсуждения региональной проблематики. «Местная пресса России, – заявил Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, – сегодня является одним из главных интегрирующих инструментов, позволяющих сохранять взаимосвязи между различными территориями и страной в целом, а также важнейшим инструментом информационного сопровождения проходящих реформ».

Вторая задача – в полной мере воспользоваться наработками высоких технологий.

Современный тренд развития печатных изданий таков, что через сто лет, скорее всего, не останется так называемых центральных газет. События общегосударственного уровня станут освещать самые мобильные средства массовой информации – но не федеральные газеты.

Зато я вижу в будущем подлинный расцвет областных и муниципальных печатных изданий. У таких газет читатель будет всегда, потому что местные новости не покажут по центральному телеканалу или в Интернете. А поскольку свой телеканал в каждом райцентре появится еще не скоро, у городских и районных газет на ближайшую и даже отдаленную перспективу конкурентов не намечается.

Убежден, что такие газеты выйдут в 2099 г. с праздничными шапками «С Новым годом, дорогие читатели!».

Фото: techeblog.com
Концепт гибкой полупрозрачной электронной
газеты на жидких чернилах E-ink

В ближайшие сто лет печатным изданиям, в том числе и провинциальным, чтобы выжить, надо будет решить две взаимосвязанные задачи. Первая – сменить жанровую политику, перейти от информации к аналитике, т.е., оставаясь газетой по форме, приблизиться по контенту к журналу. Вторая задача – в полной мере воспользоваться наработками высоких технологий. Это значит, сделать бумажное издание внешне привлекательным, а электронную версию – интерактивной, мобильной и совместимой со всеми средствами доставки.

Это вполне решаемые задачи. Значит, у газет есть все основания уверенно смотреть в будущее.

Необходимо учитывать, что и технологии не стоят на месте. Газета через сто лет будет печататься на тончайшей, но вполне прочной бумаге, сделанной не из целлюлозы, а из композитных материалов. Поскольку экология тоже развивается, завтрашнюю прочитанную газету можно будет не выбрасывать, а утилизировать в качестве, например, добавки к биотопливу.

Естественно, электронная версия такой газеты сможет использовать все наработки высоких технологий. Например, любой сюжет можно будет «проиграть» во времени – как кинофильм. Или автоматически получить ссылки на другие публикации по этой теме в мировой сети. Или даже связаться с героем статьи и обсудить ее.

И все же «лицо» печатного издания не претерпит больших метаморфоз. Газета – в ряду самых консервативных изобретений, наряду с костюмом, топором и парусом. Когда в начале 1990-х российские газеты перешли на компьютерное производство, чего только не придумывали верстальщики с формой! Но увлечение безграничными возможностями компьютера быстро прошло. Консервативная форма оказалась сильнее. И газета, используя технологии, еще тридцать лет назад недоступные даже пониманию типографов, остается прежней по виду: это текст, сформатированный в колонки. Потому что такой текст легче читать на большом листе.

Здесь надо учитывать традицию – именно традиция чтения помогла газете удержаться на плаву в течение четырех веков, хотя за это время мир неузнаваемо изменился. Хорошо бы через сто лет посмотреть на электронные СМИ! Если они еще останутся...

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся