Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Чихачев

К.полит.н., научный сотрудник Лаборатории анализа международных процессов ИМИ МГИМО МИД России, старший преподаватель Кафедры европейских исследований СПбГУ, эксперт РСМД

В конце июля 2016 г. Россию вновь посетила делегация парламентариев из Франции. Большинство её участников приезжали в нашу страну ровно год назад с аналогичным визитом, так же под руководством члена комиссии Национального собрания по международным делам Тьерри Мариани. В центре внимания гостей снова оказался Крым: отправившись на полуостров, они не только присутствовали на торжественных мероприятиях, посвящённых Дню Военно-Морского Флота России, но и сделали ряд заявлений. Изменилась ли риторика французских депутатов год спустя, и был ли смысл возвращаться?

В конце июля 2016 г. Россию вновь посетила делегация парламентариев из Франции. Большинство её участников приезжали в нашу страну ровно год назад с аналогичным визитом, так же под руководством члена комиссии Национального собрания по международным делам Тьерри Мариани. В центре внимания гостей снова оказался Крым: отправившись на полуостров, они не только присутствовали на торжественных мероприятиях, посвящённых Дню Военно-Морского Флота России, но и сделали ряд заявлений. Изменилась ли риторика французских депутатов год спустя, и был ли смысл возвращаться?

Наш человек в Париже

Политический капитал Т. Мариани во многом основывается на его благожелательном отношении к России, уже неоднократно продемонстрированном широкой общественности, а также на стабильных контактах с некоторыми российскими государственными деятелями (главой Республики Крым С. Аксёновым, председателем думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Л. Слуцким). В 2015 г., приехав в Крым в первый раз и увидев обстановку на полуострове своими глазами, экс-министр оставил самые лестные высказывания в адрес российского руководства и местных жителей. Тогда сложилось впечатление полного единения: стороны согласились насчёт исторической справедливости возвращения Крыма в состав России и неэффективности санкционной логики; депутат оценил прозорливость властей, принявших решение о референдуме и обеспечивших бескровный переход полуострова к России.

В июле 2016 г. позиция французских эмиссаров не претерпела никаких изменений. Впрочем, в этот раз они предприняли попытку выйти за рамки протокольных зявлений о поддержке действий России и вреде санкций, указав на реальные сроки возможного официального рассмотрения статуса Крыма французским парламентом — весна 2017 г. Думается, что в этом вопросе господин Мариани всё же несколько лукавил: в мае следующего года будут объявлены только результаты президентских выборов. Конечно, с начала 2000-х гг., когда сроки проведения президентских и парламентских выборов во Франции были синхронизированы, пока не было случая, чтобы партия избранного президента не выигрывала выборы вслед за ним. Тем не менее новый состав Национального собрания определится лишь в июне 2017 г., и далеко не факт, что именно вопросы Крыма и санкций возглавят повестку первых дней работы парламента.

Правоцентристские «Республиканцы» — партия самого Т. Мариани и большинства других членов делегации, — имеющие серьёзные шансы на победу, вполне возможно, согласятся обсуждать эти темы. Однако ставить крест на социалистах, при всех неудачах и просчётах президента Ф. Олланда и его правительств, пока всё ещё рано. Достаточно обратиться к недавней истории: летом 2007 г. после победы Николя Саркози ожидалась лёгкая победа Союза за Народное Движение, но, напротив, Социалистическая партия, формально проиграв, сумела даже увеличить число своих мест в Бурбонском дворце. Скорее всего, не сама победа «Республиканцев», а её масштаб повлияет на решение ещё раз обсудить ситуацию вокруг Крыма и санкций. В случае не самого уверенного перевеса по числу мандатов новое большинство может и временно воздержаться от неудобной дискуссии.

Не сама победа «Республиканцев», а её масштаб повлияет на решение ещё раз обсудить ситуацию вокруг Крыма и санкций.

Впрочем, парламентская работа в данном направлении уже была начата, и в этом смысле слова депутата Т. Мариани не разошлись с делом. Именно он стал автором резолюции о мерах по снятию санкций с России, обсуждавшейся в Национальном собрании в апреле 2016 г. Хотя этот документ и должен был стать определённым сигналом для правительства, его значимость подорвали рекомендательный характер текста и отсутствие на голосовании большей части депутатов («за» проголосовали 55 парламентариев из присутствовавших 101, тогда как общая численность народных избранников в нижней палате составляет 577 депутатов). В результате французский МИД ограничился сухим комментарием о соблюдении Минских соглашений, не изменив свою точку зрения по этому поводу.

Контакты выгодны всем

После второго визита делегации российская сторона ожидает не только политического результата, но и более конкретной выгоды. В частности, речь идет об инвестициях, о возможностях для которых, как ожидается, гости должны рассказать предпринимателям у себя на родине. Россия прилагает немало усилий, чтобы проявить готовность сотрудничать с зарубежным бизнесом, несмотря на санкции. Визит делегации Т. Мариани стал возможностью ещё раз объявить устами европейских же политиков, что «санкционная блокада» вот-вот будет прорвана. Со своей стороны, французский бизнес, активно интересующийся российским сельским хозяйством, постоянно ищет уверенности в своём будущем в России. Поэтому гарантии не только от российского президента, но и неоднократно — от представителей собственной страны только играют ему на руку.

REUTERS/Stephane Mahe
Алексей Чихачев:
Франция: на кого ставить в 2016 г.?

Примерно в таких же терминах — прорыв «окружения», поддержание контактов с дружественными сегментами политического истеблишмента поверх недоверия по официальным каналам — можно охарактеризовать и политическую подоплёку возвращения депутатов в Россию. Москва продолжает идти по пути разрушения «фронта» оппонентов, акцентируя внимание на отсутствии единства среди европейских политиков. В этом отношении гораздо убедительнее звучит апеллирование к крупным игрокам политической сцены (как «Республиканцы» во Франции), нежели чем только к силам с неоднозначной репутацией (Национальный фронт во Франции, Движение «Пять Звёзд» в Италии и т.п.).

Вместе с тем невозможно сказать, что все лидеры «Республиканцев» готовы поддержать Т. Мариани в его оптимизме по отношению к России: как правило, крупные политики стараются оценивать её действия более сдержанно, даже если общая оценка идёт в положительных тонах. Достаточно посмотреть на действия лидера партии Н. Саркози, который предпочёл приехать в октябре 2015 г. не в Крым, а в Москву, чтобы переговорить лично с президентом В. Путиным; в июне 2016 г. они встретились ещё раз — в Санкт-Петербурге на полях ПМЭФ. Оба раза встречи преподносились как события самого высокого уровня, лишённые какой бы то ни было двусмысленности или популизма, будто один из собеседников и не покидал свой пост. Тем не менее высокий статус вынуждал французскую сторону выражаться чуть осмотрительнее (оговариваясь об «ответственности», которую, помимо прав, должна нести Россия как глобальный игрок).

Россия прилагает немало усилий, чтобы проявить готовность сотрудничать с зарубежным бизнесом, несмотря на санкции.

Не обременённому обязанностями партийного лидера Т. Мариани выпадают поездки более деликатного плана (в Крым или Дамаск), где можно открыто поддержать принимающую сторону и впоследствии ретранслировать эту точку зрения дома. Очевидно, что такого не может позволить себе политик самого крупного масштаба, которому интересна поддержка и части партии, настроенной более скептически по отношению к России (Н. Саркози, А. Жюппе, Б. Ле Мер). К тому же, нельзя отбрасывать и личный политический интерес Т. Мариани: в текущем созыве Национального собрания он представляет французов, проживающих за границей, и Россия входит в его избирательный округ. Следовательно, сделав до Крыма кратковременную остановку в Москве ради встречи с представителями французской общины, Т. Мариани фактически встретился со своими избирателями. В контексте праймериз «Республиканцев», которые пройдут в ноябре текущего года и на которых глава делегации открыто поддержал экс-премьер-министра Ф. Фийона, такой шаг приобретает дополнительную значимость, учитывая что французы–члены правоцентристской партии, проживающие за рубежом, имеют право голоса на них.

За вычетом всех политических хитросплетений в одном можно согласиться с господином Мариани совершенно точно: заново обдумывать свою позицию по Крыму и антироссийским санкциям официальный Париж будет не сейчас. С осени все политики, как оппозиционные, так и ещё остающиеся во власти, займутся интенсивной подготовкой к выборам и внутренним отбором кандидатов. Центральными темами программ станут, скорее всего, экономика и безопасность, а не международные отношения и диалог с Россией. Соответственно, новых решений можно ожидать только после голосований периода мая-июня 2017 г., в случае победы того фланга «Республиканцев», что уже сейчас зарекомендовал себя более открытым для России. Крайне вероятно, что до тех пор говорить о глубокой перезагрузке российско-французских отношений не придётся.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся