Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 4)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Лев Воронков

Д.и.н., в.н.с. Центра североевропейских и балтийских исследований, профессор каф. европейской интеграции МГИМО МИД России, эксперт РСМД

22 мая 1949 года Министр обороны США Дж. Форрестол выбросился из окна военного госпиталя с криками «Русские идут!». Жалко человека, у которого случилось нервное истощение на почве опасений агрессии со стороны «красных человечков» из России. Можно предположить, что в случае с финским министром обороны Юсси Ниинисте, заявившим недавно о возможности оккупации Аландских островов «зелеными человечками», речи об искренней вере в вероятность такого развития событий не идет. Жизни министра на этот раз ничто не угрожает.

22 мая 1949 года Министр обороны США Дж. Форрестол выбросился из окна военного госпиталя с криками «Русские идут!». Жалко человека, у которого случилось нервное истощение на почве опасений агрессии со стороны «красных человечков» из России. По этой причине он и попал в госпиталь. Как оказалось, искренняя вера в собственные заблуждения может закончиться печально.

Можно предположить, что в случае с финским министром обороны Юсси Ниинисте, заявившим недавно о возможности оккупации Аландских островов «зелеными человечками», то есть военнослужащими российской армии в военной форме без знаков различия, речи об искренней вере в вероятность такого развития событий не идет. Жизни министра на этот раз ничто не угрожает.

Юсси Ниинисте утверждает, что в случае возникновения вооруженного конфликта в странах Балтии или в районе Балтийского моря Россия может попытаться занять Аландские острова и остров Готланд, а потому Финляндии необходимо подумать об организации их обороны. Он сказал, что речь должна идти о скоординированных усилиях военного ведомства Финляндии, пограничной службы, властей Аландских островов и Швеции.

Политическим и военным деятелям такого ранга не следует строить военную политику государства, исходя из вероятности иррациональных действий других стран.

Политическим и военным деятелям такого ранга не следует строить военную политику государства, исходя из вероятности иррациональных действий других стран. Едва ли руководитель военного ведомства Финляндии в состоянии убедительно разъяснить, какие тактические или стратегические выгоды от оккупации Аландских островов может получить Россия и какими соображениями она при этом может руководствоваться, не говоря о реальных, а не надуманных причинах возникновения вооруженного конфликта в странах Балтии или в районе Балтийского моря.

www.verkkouutiset.fi
Юсси Ниинисте, министр обороны Финляндии

Между тем, если рассматривать его заявление всерьез, руководитель военного ведомства Финляндии, опираясь на гипотетические сценарии развития событий, выступил за отказ от международного статуса Аландских островов как демилитаризованной зоны, который они сохраняют с 1856 года. Эти острова, как известно, вошли в состав России в 1809 году вместе с Финляндией по Фридрихсгамскому договору. Швеция в отличие от России не раз предпринимала попытки отобрать их у Финляндии, ссылаясь на то, что эти острова всегда принадлежали Швеции и что в 1809 году они были переданы России не как часть Финляндии, а как отдельная провинция. Шведы предлагали Финляндии согласиться на референдум среди преимущественно шведского населения Аландских островов по вопросу их принадлежности, предоставить ей финансовую помощь и содействовать присоединению к Финляндии территории российской Восточной Карелии в качестве компенсации. На Парижской мирной конференции осенью 1919 года было выдвинуто несколько предложений, касавшихся возможности перехода Аландских островов к Швеции.

Руководитель военного ведомства Финляндии, опираясь на гипотетические сценарии развития событий, выступил за отказ от международного статуса Аландских островов как демилитаризованной зоны, который они сохраняют с 1856 года.

Министр хорошо понимает, что реальной необходимости у Финляндии защищать Аландские острова от агрессии со стороны России не существует, тем более с участием Швеции. К тому же характер российско-финляндских отношений за последние 70 лет не дает оснований ее политическим лидерам думать о реальности озвученных министром сценариев. Именно по этой причине такие разговоры до сих пор не вылились в реальные шаги по ремилитаризации Аландских островов и не сопровождались выделением средств на эти цели в бюджете страны. Финское руководство хорошо понимает крайне негативные последствия практических шагов в этом направлении как для страны, так и для европейской безопасности в целом, не говоря о российско-финляндских отношениях.

Логично в этой связи заключить, что данные публичные заявления министра Юсси Ниинисте адресованы не парламентариям, не политическим лидерам страны, а ее общественному мнению. Они помогают поддерживать «на плаву» дискуссии в стране о возможности и необходимости вступления Финляндии в НАТО в качестве гарантии обеспечения безопасности страны от военной угрозы со стороны России. В данном случае поводом для таких дискуссий стал кризис на Украине.

Министру обороны как профессионалу должно быть известно и понятно, что власти Донбасса не планируют ни военного похода на Киев, ни захвата других областей Украины, не намерены отделиться от Украины в отличие от нынешних центральных украинских властей, стремящихся силой захватить мятежные области, покорить их население и навязать им порядки, не отвечающие коренным интересам их русскоязычного населения. Можно, конечно, делать вид, что все дело в «агрессивности» России, но для министра обороны, ответственного за военное планирование в стране, было бы крайне недальновидно строить военную стратегию Финляндии на основе пропагандистских клише, не имеющего под собой реальных оснований.

 

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 4)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся