Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 2.33)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Тимур Ахметов

Эксперт по Турции в международном консалтинговом агентстве Wikistrat Inc.

Политическую историю Турецкой Республики невозможно изучать без внимательного рассмотрения отношений Турции и Европы. Ориентация на европейские политические ценности и идеалы лежала в основе философии строительства нации основателя республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Становление Европейского Союза как субъекта мировой политики придало отношениям Европы и Турции новое измерение. В условиях ускорения процесса глобализации с ее достоинствами и недостатками диалог между Анкарой и Брюсселем стал приобретать все более идеологический характер, а стороны стали выражать свои претензии и недовольство языком ценностей, идентичности и цивилизационного выбора.

Что касается нынешних отношений Турции и ЕС, то здесь стоит отметить, что реакция населения Турции на попытку военного переворота в июле 2016 г. заставляет признать тот факт, что турки в большинстве своем хорошо усвоили ценность демократического правления.

Кроме того, отношения Турции с ЕС на современном этапе их развития нужно рассматривать в рамках разворачивающихся в мире процессов. В мире, где существуют трения между сторонниками либеральных и консервативных взглядов, конфликты приобретают измерение противостояния сторонников глобализации (с ее более тесным соприкосновением и взаимопроникновением различных культур) и защитников более знакомых устоев, предполагающих ограничения межкультурного общения.

Наконец, нужно понимать, что турецкое общество не стоит на месте. Население страны становится все более урбанизированным, повышается уровень жизни, люди все интенсивнее контактируют с внешним миром. Все эти процессы оказывают влияние на то, какие политические, материальные и духовные ценности становятся важными для граждан. При этом нужно помнить, что навязывание ценностей извне никогда не способствовало гармоничному развитию общества.


Политическую историю Турецкой Республики невозможно изучать без внимательного рассмотрения отношений Турции и Европы. Ориентация на европейские политические ценности и идеалы лежала в основе философии строительства нации основателя республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Становление Европейского Союза как субъекта мировой политики придало отношениям Европы и Турции новое измерение. В условиях ускорения процесса глобализации с ее достоинствами и недостатками диалог между Анкарой и Брюсселем стал приобретать все более идеологический характер, а стороны стали выражать свои претензии и недовольство языком ценностей, идентичности и цивилизационного выбора.

Выступая в Стамбульском университете Ибн Халдуна 4 августа 2018 г., генеральный директор турецкого государственного телеканала TRT Ибрагим Эрен заявил, что Турция не считает целесообразным отказываться от продолжающегося с 2012 г. бойкота популярного международного конкурса «Евровидение». В качестве причины И. Эрен отметил тот факт, что телеканал «не может показывать в прямом эфире кого-то вроде бородатого австрийца в юбке, который не верит в половую принадлежность и заявляет, что он и мужчина, и женщина».

Бойкот «Евровидения» Турцией продолжается с 2012 г., когда была изменена система голосования. В 2013 г. Турция отказалась транслировать музыкальный конкурс впервые в своей истории — даже когда страна не принимала участие в «Евровидении» в 1973 г., шоу транслировалось национальным телевидением. Как представляется, изменения в системе голосования не дают определенным странам возможность фильтровать шок-контент, особенно в тех случаях, когда в конкурсе участвуют представители LGTB-сообщества.

Отказ Турции от участия в европейском культурном мероприятии и аргументация бойкота ссылками на ценности и моральные принципы заставляют нас в очередной раз задуматься о том, какое влияние оказывают ценности на состояние и прогресс переговоров Турции и ЕС о членстве в Союзе.

Послевоенное экономическое развитие и начало интеграции основных на то время отраслей промышленности стран Европы заложило основу для политического сближения. В условиях Холодной войны с ее биполярным противостоянием невозможно было говорить о хоть сколько-нибудь самостоятельной внешней политике Европы. В начале 1990-х гг., однако, с образованием ряда независимых государств на территории бывшего соцлагеря у Европейского Союза появилась необходимость выработки четких критериев для потенциальных членов, планирующх вступление в Союз. Согласно принятым Европейским советом в 1993 г. Копенгагенским положениям, от государств-кандидатов требовалась не только приверженность принципам рыночной экономики, но и соблюдение ряда политических критериев — демократического устройства, верховенства закона, прав и свобод человека.

Точно сказать, руководствуется ли объединенная Европа политическими интересами или ценностями в переговорах с Турцией, затруднительно. С одной стороны, Турция является одним из основателей ведущих организаций региона — Совета Европы (1949 г.), ОЭСР (1961 г.), ОБСЕ (1973 г.); в 1963 г. было подписано Анкарийское соглашение об ассоциации Турции и Европейского экономического сообщества, положившее начало таможенному союзу между сторонами. Сегодня на Турцию приходится 96,3 млрд евро импорта товаров и услуг из ЕС и 83,7 млрд евро (данные за 2017 г.) экспорта товаров и услуг в ЕС. Таким образом, Турция входит в пятерку крупнейших торговых партнеров Европейского Союза.

С другой стороны, переговоры с Турцией о полноправном членстве в ЕС, продолжающиеся с 1987 г., спотыкаются о различные препятствия, в основе которых лежит предвзятое отношение к туркам как неевропейской нации, а вступление страны с мусульманским большинством в ЕС рассматривается как прямая угроза европейской идентичности.

Переговоры с Турцией о полноправном членстве в ЕС спотыкаются о различные препятствия, в основе которых лежит предвзятое отношение к туркам как неевропейской нации, а вступление страны с мусульманским большинством в ЕС рассматривается как прямая угроза европейской идентичности.

В рамках ассиметричных отношений ЕС и Турции европейские наблюдатели внимательно следят за разворачивающимися внутри стран политическими процессами и оценивают длящиеся с 2004 г. переговоры о формальном членстве, во многом исходя из того, как функционирует турецкая политическая система. Так, с приходом к власти в 2002 г. партии Справедливости и развития (ПСР) в Турции при поддержке Европейского Союза начались реформы законодательства. Можно сказать, что изменения проводились прежде всего в интересах самой правящей партии. Используя популярность идеи вступления Турции в ЕС, ПСР смогла принять ряд законодательных пакетов по гармонизации, согласно которым военные круги лишились важных инструментов влияния на политические процессы в Турции, в то время как гражданская власть получила возможность бороться с антидемократическими структурами внутри бюрократии.

С консолидацией власти лидера ПСР Реджепа Эрдогана к 2013 г. отношения Турции с ЕС приобрели конфликтный характер. При этом противостояние правящих кругов Турции и ЕС шло по линии ценностных взглядов. Очевидно, что поддержка турками идеи вступления страны в ЕС была вызвана ожиданиями того, что членство станет гарантией установления в стране демократических свобод. Протесты в центральном Стамбуле летом 2013 г. и антикоррупционные расследования стали переломным моментом в отношениях ПСР и ЕС — неправомерные действия властей и подавление выступлений несогласных силовыми методами превратили призывы к скорейшему вступлению Турции в ЕС в инструмент давления оппозиции на власть. В атмосфере нестабильности правящие круги стали опасаться, что мягкая сила ЕС может использоваться в Турции для создания (в противовес ПСР) фронта оппозиционных сил, призывающих к возращению к стандартам европейской демократии и восстановлению режима прав и свобод человека. Эти опасения послужили толчком к выработке целой стратегии по нивелированию европейского влияния в Турции.

Одним из столпов контрдискурса ПСР была критика европейских властей в вопросе отношения местного населения к беженцам из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Очевидно, что целью турецких властей была дискредитация образа Европы как толерантного к другим культурам региона. Особую остроту критики и актуальность для турецкого наблюдателя придал сдвиг дебатов внутри Европы в сторону обсуждения роли ислама и европейских ценностей и их совместимости.

В результате глобального финансового кризиса 2008 г. у значительного числа европейцев снизился уровень уверенности в собственном будущем. Образ Европы как островка стабильности в условиях глобальных перемен был подорван миграционным кризисом, разразившемся весной 2015 г. в связи с многократным увеличением числа беженцев и нелегальных мигрантов. Гуманитарный кризис, сопровождавшийся ростом числа террактов на территории ЕС, стал вопросом национальной безопасности.

С усилением критики Брюсселя в адрес турецкого президента официальная Анкара все чаще поднимает вопрос о растущей исламофобии и нападениях на представителей турецкой диаспоры в Европе в качестве пункта повестки дня в отношениях с ЕС.

Особенность современного этапа политического развития Турции и мира в целом заключается в том, что при переходе общества на неолиберальные пути развития политические и социальные разногласия внутри него сводятся властными кругами к проблемам идентичности, культуры и цивилизационного выбора. Данная стратегия не только позволяет правящей элите эффективнее контролировать общество, но и дает инструментарий для моделирования общественного развития. В Турции с ее глубокой традицией строительства нации это обстоятельство означает, что ценности имеют важное политическое значение не только во внутриполитическом контексте, но и в рамках отношений страны с внешним миром.

Дискурс представления национальных ценностей турецкого общества необходимо рассматривать как один из аспектов того, что происходит в стране. Представляется, что властные круги нацелены на установление культурной гегемонии в борьбе с «западниками», используя идеи Антонио Грамши, а также на восстановление исторической справедливости и возвращение нации к культурным истокам до-Кемалистского периода. Одной из общественных сфер, где действия турецких правящих элит проявляются наиболее явно, можно считать сферу образования. Правительство сознательно идет, с одной стороны, на снижение роли государства в пользу частного сектора, в большей части которого доминируют связанные с ПСР религиозные фонды и организации; с другой стороны, на насыщение школьной программы религиозными предметами.

Официальная Анкара все чаще поднимает вопрос о растущей исламофобии и нападениях на представителей турецкой диаспоры в Европе в качестве пункта повестки дня в отношениях с ЕС.

При анализе внешней политики Турции в отношении ЕС становится очевидным тот факт, что политические интересы заставляют правящие элиты также использовать восприятие ценностей обществом в качестве инструмента влияния. Ярким примером инструментализации ценностного дискурса являются отношения Турции со странами Центральной и Восточной Европы. Так же, как это происходит в Турции, правящие консервативные элиты Польши и Венргии недовольны давлением Брюсселя из-за попыток консолидировать собственное влияние путем размытия основ либеральной демократии с ее принципом разделения властей и уважением к правам и свободам человека. При этом турецкие власти пытаются развивать отношения с Польшей и Венгрией в рамках стратегии по расширению связей со странами «другой Европы» в противовес Германии и Франции. С другой стороны, официальную Анкару мало беспокоит тот факт, что руководство вышеуказанных восточноевропейских стран не раз было замечено в разжигании ненависти к мусульманам и мигрантам.

Критика европейских стран за то, что их поведение не соответствуют проповедуемым Турции ценностям толерантности и терпимости, имеет также политическое значение в рамках выстраивания страной своего позитивного образа на Ближнем Востоке. Стоит отметить, что турецкие элиты рассматривают Республику не столько в качестве европейской страны, сколько в качестве центра геополитического пространства между Европой, Азией и Африкой, охватывающего бывшие владения Османской империи. Расчет прост — в Европе Турция сталкивается с серьезной конкуренцией в лице ряда европейских стран, в то время как Ближний Восток, Балканы и Кавказ, т.е. регионы со значительной долей нестабильности и неустойчивой системой межгосударственных границ, представляются турецкой дипломатии пространством возможностей для утверждения Турции в качестве ведущей региональной державы.

Таким образом, можно сделать несколько выводов о том, как конфликт ценностей будет оказывать влияние на отношения между Турцией и Европейским Союзом в будущем. Во-первых, реакция населения на попытку военного переворота в июле 2016 г. заставляет нас признать тот факт, что турки в большинстве своем хорошо усвоили ценность демократического правления. Если в начале своего существования Турецкая республика находилась под угрозой реакции в силу отсталости общественных отношений и несоответствия предпринятых в начале 1920-х гг. демократических преобразований мировоззрению малообразованного и консервативного населения, то сегодня республиканская форма правления с демократическими институтами наоборот находится под защитой собственных субъектов.

Во-вторых, отношения Турции с ЕС на современном этапе их развития нужно рассматривать в рамках разворачивающихся в мире процессов. В мире, где существуют трения между сторонниками либеральных и консервативных взглядов, конфликты приобретают измерение противостояния сторонников глобализации (с ее более тесным соприкосновением и взаимопроникновением различных культур) и защитников более консервативных устоев, предполагающих ограничение межкультурного общения.

Наконец, нужно понимать, что турецкое общество не стоит на месте. Население страны становится все более урбанизированным, повышается уровень жизни, люди все интенсивнее контактируют с внешним миром. Все эти процессы оказывают влияние на то, какие политические, материальные и духовные ценности становятся важными для граждан. При этом нужно помнить, что навязывание ценностей извне никогда не способствовало гармоничному развитию общества. Это в первую очередь касается и отношений между Европой и Турцией.


Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 2.33)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся