Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Канада объявила об отказе от участия в заседании Арктического совета в Москве. По заявлению канадского министра Леоны Аглуккак, решение продиктовано санкциями, введенными Канадой в отношении России в связи с событиями на Украине. Эксперты РСМД: Александр Вылегжанин (МГИМО), Александр Сергунин (СПбГУ), Валерий Конышев (СПбГУ) и Павел Гудев (ИМЭМО РАН) прокомментировали решение Канады и то, как украинский кризис способен повлиять на эффективность работы Арктического совета и интенсивность сотрудничества в Арктике.

15 апреля 2014 г. Канада объявила об отказе от участия в заседании Арктического совета в Москве.

По заявлению канадского министра Леоны Аглуккак, решение продиктовано санкциями, введенными Канадой в отношении России в связи с событиями на Украине.

Эксперты РСМД: Александр Вылегжанин (МГИМО), Александр Сергунин (СПбГУ), Валерий Конышев (СПбГУ) и Павел Гудев (ИМЭМО РАН) прокомментировали решение Канады и то, как украинский кризис способен повлиять на эффективность работы Арктического совета и интенсивность сотрудничества в Арктическом регионе.

Александр Вылегжанин

Д.ю.н., заведующий кафедрой международного права МГИМО (У) МИД России

Александр Вылегжанин

Напомню, что Арктический совет – этот международный региональный форум арктических государств – создавался в переходный для России период– в 1996 году, при беспрецедентном для того времени проявлении руководством Российской Федерации готовности к международному сотрудничеству в Арктике. За эти годы Арктический совет обозначил свою исключительную успешность, особенно с точки зрения прогрессивного развития применимого к Арктике международного права, всего комплекса региональных договорных и обычных норм, которые в западной международно-правовой доктрине обозначают термином ”Arctic Law”.

Устранение Канады, арктическое побережье которой по протяженности второе после России, от традиционной активной и конструктивной ее роли в Арктическом совете, несомненно, не отвечает национальным интересам Канады.

Напротив, ослабление голоса Канады в региональном формате управления Арктикой объективно на руку нерегиональным странам, с учетом известной межгосударственной конкуренции - их стремления стать ближе к «капитанскому мостику» такого управления.

Остается только выразить сожаление конъюнктурному, политизированному решению канадского министра или в целом правительства Канады – не участвовать в работе Арктического совета. Если это – политико-правовая реальность, то такое решение в перспективе не соответствует интересам народа и государства Канады – северного соседа России, ее доброго партнера, связанного с нами значимыми двусторонними соглашениями о сотрудничестве в Арктике.

«Свято место пусто не бывает» - гласит известная русская пословица. В Арктический совет, как известно, желает и вступить, и сотрудничать с этой организацией в качестве наблюдателей немало государств. 

Не стоит использовать ошибку канадских министров: в отсутствие Канады находить ей замену в Арктическом совете или ухудшить ее позиции в совете на будущих его мероприятиях. Процедурных возможностей снижения роли Канады в Арктическом совете в случае ее отсутствия становится, как юристам известно, немало.  

Однако министры приходят и уходят, а национальные интересы остаются. Имею в виду совпадающие национальные интересы, прежде всего, России, Канады, Дании, США, Норвегии, континентальные шельфы которых полностью покрывают дно самого маленького из всех океанов – Северного Ледовитого, – а 200-мильные исключительные экономические зоны составляют все более осваиваемую его часть. Арктическая «пятерка» государств обречена на конструктивное сотрудничество. Она стержень арктической «восьмерки» – всех стран региона, территория которых пересекается Северным полярным кругом.

Сказанное выше не зависит от политических пристрастий и выбора. Считают ли министры Канады, жители Канады сегодня главой государства Украины конституционно избранного президента В. Януковича; или же таковым считают А.Турчинова, пришедшего к власти неконституционным путем; считают ли, что интересы народа Украины сейчас выражает власть в Киеве; или же народные лидеры в Донецке, Харькове, Луганске… Делать такой выбор надо народу Украины, проживающим там украинцам и русским, а не министрам в Канаде.

Этот выбор не имеет отношения к статусу Арктики и к необходимости сотрудничества арктических государств в решении многих насущных для региона проблем.

Александр Сергунин

Александр Сергунин

Д. полит. н., профессор кафедры теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета

Валерий Конышев

Д. полит. н., профессор кафедры теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета

Официальный представитель Канады в Арктическом совете (АС), министр по охране окружающей среды Леона Аглуккак заявила во вторник 15 апреля 2014 года, что Канада не будет участвовать в заседании Целевой группы АС по проблеме выбросов сажи и метана, работавшей в Москве на уходящей неделе. Причиной названа «незаконная оккупация украинских территорий Россией, а также продолжающиеся провокационные действия на юго-востоке страны».

Валерий Конышев

Конечно, значимость канадского демарша не следует переоценивать: в конце концов, речь идёт о неучастии канадской стороны не в министерской встрече АС, а лишь в одном из множества рабочих органов совета. Однако этот, казалось бы, незначительный «казус» заставляет задуматься о более серьёзных вещах.

Отметим, что заявление министра было воспринято с удивлением многими экспертами – как российскими, так и зарубежными, т.к. именно Канада председательствует в АС и больше всех заинтересована в его продуктивной работе. Видимо, ощутив всю неуклюжесть своего положения, министр тут же сделала оговорку, что, несмотря ни на что, Канада будет поддерживать работу Совета.

До сих пор российско-канадское арктическое сотрудничество развивалось весьма плодотворно практически во всех сферах, что отмечали даже канадские эксперты, не очень благоволившие Москве. Так, заместитель директора Центра военно-стратегических исследований при Университете Калгари Роб Хьюберт, известный своей жёсткой позицией в отношении России, буквально за пару недель до заявления «хозяйки» АС отмечал успех прошедшей в канадском Йеллоунайфе заседания старших арктических должностных лиц (26-27 марта) и выражал уверенность в том, что нынешнее обострение отношений между Западом и Москвой не затронет международное сотрудничество на Крайнем Севере.

Сотрудничество шло и идет по таким направлениям, как экономическое освоение Арктики, изучение природы Арктики, защита биологических ресурсов и природной среды, изучение морского дна, совместные программы по развитию коренных народов Севера. В сфере безопасности Канада фактически «подыграла» России, когда выступила против активизации НАТО в Арктике. У России и Канады нет острых противоречий по проблемам границ. Претензии обоих государств на хребет Ломоносова для расширения арктического шельфа вполне могут быть разрешены путем установления компромиссной разделительной линии. Наращивание военных возможностей в регионе как Канадой, так и Россией направлено не на достижение военного превосходства в Арктике, а на обеспечение надежного контроля над безлюдными территориями на Крайнем Севере и охрану национальных экономических интересов в рамках международного права.

Что же стоит за столь резким поворотом политики Канады в отношении России?

В первую очередь, заявление о бойкоте встречи в Москве стало составной частью общезападной антироссийской кампании, развернутой в контексте украинских событий. Помимо визовых и финансово-экономических санкций в отношении России, премьер-министр Стивен Харпер объявил о приостановке всех двусторонних контактов между канадскими и российскими военными в Арктике, работы двусторонней Межправительственной экономической комиссии, в рамках которой осуществляется значительная часть арктического сотрудничества между Оттавой и Москвой.

Как известно, локомотивом санкций против России являются США, и первой «ласточкой» стало выступление бывшего госсекретаря Хилари Клинтон, которая заявила, что «экспансия России в Крыму» может проявиться и в Арктике. И, не дожидаясь реализации этих гипотетических действий и ни на чем не основанных заявлений, сразу призвала Канаду объединяться с США для военного противостояния России в Арктике. Попутно оживились инициативы по вступлению Швеции и Финляндии в НАТО, в чем весьма заинтересованы США, чтобы укрепить свое слабеющее влияние на европейскую политику.

Не получив значительной поддержки по санкциям против России в Европе, США изо всех сил втягивают в режим санкций Канаду. И здесь на руку Вашингтону оказалась политическая позиция С. Харпера, который и ранее не отличался дружественным отношением к России, будучи приверженцем тесного военно-политического союза с США. Именно он пытался провести программы по наращиванию ударных сил и средств в Арктике (например, массовые закупки у США истребителей F-35), но не получил поддержки парламента. На наш взгляд, политическое руководство Канады, приостановившее сотрудничество с Россией в Арктике, во многом оказалась заложником идеологически предвзятой оценки политики России, навязанной ему США.

Определенную роль в ужесточении политики Оттавы в отношении Москвы сыграла и украинская диаспора, имеющая тесные связи с Западной Украиной и националистическими организациями в этой стране. Ее влияние достаточно сильно в западных провинциях Канады. Учитывая, что в Канаде постепенно разворачивается предвыборная кампания (следующие парламентские выборы назначены на октябрь 2015 г.), поддержка украинской общины особенно важна для правящей Консервативной партии, чьи позиции несколько пошатнулись в последнее время. С. Харпер традиционно старается поддерживать тесные связи с украинской диаспорой, а в 2011 г. он даже получил награду от Украино-канадского конгресса за «большой вклад в развитие украинской общины».

Большинство украинских организаций Канады придерживается жёсткой линии в отношении России и недовольно слишком «мягкими» санкциями Оттавы в отношении Москвы. Правительство С. Харпера не могло отменить встречу старших должностных лиц АС в Йеллоунайфе, т. к. это свидетельствовало бы о нежелании работать в рамках АС. С другой стороны, малозначащую встречу целевой группы в Москве можно было принести в жертву украинскому лобби, негативно настроенному по отношению к России.

В заключение отметим, что тезис о связи событий на Украине с арктической политикой выглядит совершенно надуманным и не имеющим под собой каких-либо серьезных оснований. Негативный тренд, который задан правительством С. Харпера, скорее всего, будет носить временный характер, поскольку он не отвечает долгосрочным интересам самой Канады в Арктике, включая перспективу роста влияния НАТО в этом регионе. Канадские эксперты отдают себе отчет в том, что Россия воспримет вступление Швеции и Финляндии в НАТО как попытку альянса окружить ее.

Гораздо более привлекателен и продуктивен путь сотрудничества с Россией, от которого Россия не отказывается. Политика санкций как следствие провала политики Запада на Украине пройдет по мере урегулирования ситуации. Встреча в Женеве 17 апреля заложила для этого определенный фундамент, а дальше нужно сделать выбор Западу – продолжать бессмысленные попытки «наказать» Россию, в том числе в областях, никак не связанных с украинским вопросом, или все-таки попытаться урегулировать двусторонние проблемы путём переговоров и на основе компромисса.

Павел Гудев

Павел Гудев

К. и. н., старший научный сотрудник ИМЭМО РАН

Канада – давний союзник США, не только в рамках НАТО, поэтому нет ничего удивительного в том, что канадское руководство тоже демонстрирует приверженность «жесткой риторике» в отношении России. Это своего рода получение «политических дивидендов» в отношениях с США.

Премьер-министр Канады – Стивен Харпер – даже у себя на Родине считается популистским политиком. Значительная часть его «грозных» заявлений, а также действий членов его кабинета направлена на внутреннюю аудиторию. Как и в США, выборный процесс, представляет собой в этих условиях детерминанту многих действий, включая поддержку санкций. Более того, учитывая значительную украинскую общину, проживающую в Канаде, становится понятно, для какой аудитории делаются соответствующие заявления.

Позиция Канады относительно предстоящего заседания Арктического совета – мера показательная, а не содержательная, никто от сотрудничества не отказывается, о чем уже было заявлено. Канадская сторона, как представляется, прекрасно понимает, что в Арктике ей всегда будет нужна поддержка со стороны России, в т.ч. в вопросах отстаивания правового статуса Северо-Западного прохода. Учитывая тот факт, что Россия и Канада обладают самой значительной протяженностью береговой линии в Арктике, сотрудничество между ними по разным вопросам (экология, судоходство, рыболовство) представляется неизбежным.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся