Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Дмитрий Данилов

К.э.н., зав. отделом европейской безопасности Института Европы РАН, эксперт РСМД

Для ЕС приход к власти Д. Трампа — определенный вызов, хотя открыто об этом европейские лидеры не говорят. Евросоюз серьезно волнует не столько вопрос НАТО как форума ежедневного политического диалога с Соединенными Штатами, сколько будущее содержание политики Североатлантического Альянса. Д. Трамп предупреждает ЕС, что «бизнес как прежде» его не устраивает. Возможно ли появление новой «доктрины Трампа» в отношении НАТО?

Для ЕС приход к власти Д. Трампа — определенный вызов, хотя открыто об этом европейские лидеры не говорят. Евросоюз серьезно волнует не столько вопрос НАТО как форума ежедневного политического диалога с Соединенными Штатами, сколько будущее содержание политики Североатлантического Альянса. Д. Трамп предупреждает ЕС, что «бизнес как прежде» его не устраивает. Возможно ли появление новой «доктрины Трампа» в отношении НАТО?

В целом Д. Трамп не высказывался категорически против проводимой Вашингтоном политики в отношении европейских союзников. Он заявил, что европейские страны должны брать на себя большую долю ответственности в рамках НАТО. Вместе с тем страны ЕС и НАТО обратили внимание и на новые акценты, сделанные Д. Трампом в ходе своей предвыборной кампании.

Всех обеспокоило заявление Д. Трампа о том, что политика США по отношению к Альянсу будет зависеть от того, насколько ответственность европейцев за свою собственную безопасность соответствует американскому видению. Более того, Д. Трамп подчеркнул, что Соединенные Штаты готовы защищать своих союзников в Европе, но только в той мере, в какой эти союзники готовы защищать себя сами, не говоря уже об их «полезности» для США. Другими словами, новый президент США намерен применить к своим европейским союзникам по Альянсу тот самый принцип кондициональности («большее за большее»), который применяется ЕС в отношениях с внешними партнерами. Только теперь он меняет свою полярность — на «меньшее за меньшее». Д. Трамп вполне резонно предупреждает ЕС, что «бизнес как прежде» (американские деньги и гарантии в обмен на европейские обещания) его не устраивает.

Д. Трамп вполне резонно предупреждает ЕС, что «бизнес как прежде» (американские деньги и гарантии в обмен на европейские обещания) его не устраивает.

Вопрос в том, могут ли эти положения лечь в основу новой американской политики в Европе в отношении НАТО, действительно ли возможна некая новая «доктрина Трампа». И хотя ясности относительно будущей европейской политики США нет, Европа вынуждена безотлагательно начать работу над новым трансатлантическим контрактом с США. Ни европейские союзники, ни НАТО в целом не могут позволить себе позицию wait-and-see («поживем — увидим»), чтобы Д. Трамп, придя в Белый дом со своей администрацией и не дождавшись от ЕС внятных предложений, окончательно перенес свои радикальные предвыборные декларации в рамки официальной американской позиции относительно вовлеченности США в европейские дела и гарантий безопасности в НАТО. Но и потенциальный «ревизионизм» Д. Трампа тоже весьма ограничен — как внешними, так и, главное, внутренними рамками. В этой ситуации вряд ли можно прогнозировать существенную эрозию внутренней сплоченности и солидарности внутри Североатлантического Альянса, хотя, весьма вероятно, что США в очередной раз сместят баланс от «стратегического альянса» в сторону более инструментального подхода к нему.

Однако в любом случае настойчивость США относительно европейского «взноса» неизбежно усилится, и ЕС, предупрежденный Д. Трампом, уже реагирует на эту политическую перспективу. Глава Еврокомиссии Ж.-К. Юнкер активно выступает за создание европейской армии. Теперь эта его программная цель еще более мотивирована потенциальными изменениями американской политики по отношению к НАТО. Европейские союзники уже предметно обсуждают необходимость увеличения своего атлантического вклада, включая рост военных расходов. Совет ЕС принял 14 ноября 2016 г. европейский план по безопасности и обороне, который должен подтвердить, с одной стороны, партнероспособность ЕС, а с другой — взвешенность ее «автономных» амбиций, отказу от какого бы то ни было дублирования НАТО и безусловную приверженность атлантическим приоритетам.

Вряд ли Д. Трамп решится предпринимать шаги по изменению уже утвержденных концептуальных подходов и планов, в соответствии с которыми развивается активность Североатлантического Альянса. Маловероятно, что США откажутся от своей вовлеченности в передовое присутствие на восточных рубежах НАТО, поскольку именно американское присутствие считается ключевым политическим достижением и пунктом соответствующих преобразований Альянса.

Вряд ли можно прогнозировать существенную эрозию внутренней сплоченности и солидарности внутри Североатлантического Альянса, хотя, весьма вероятно, что США в очередной раз сместят баланс от «стратегического альянса» в сторону более инструментального подхода к нему.

Однако проблема «гарантированного» обеспечения американских гарантий и присутствия для европейских стран и НАТО вновь встает в практическом плане, несмотря на, казалось бы, вполне конкретные решения, принятые в июле 2016 г. на саммите в Варшаве. Так, в Североатлантическом Альянсе до сих пор нет ответа на вопрос, что будет с передовым присутствием НАТО на восточных рубежах, с «острием копья» в Польше и странах Балтии, если вдруг одна из так называемых структурообразующих наций (framework nations) по тем или иным причинам (в силу внутренних политических изменений, например) не сможет или откажется выполнять эту роль, возможно ли вообще заменить США или Канаду путем европейской ротации. На данный момент это неясно, и, наверное, в НАТО будут пытаться найти решение, но уже отталкиваясь от того, как изменится российский вектор политики Д. Трампа. Европейские союзники попали в двойной капкан: они оказались в большом проигрыше, когда вынужденно присоединились к предельно жесткой линии Б. Обамы/Х. Клинтон в отношении России; но теперь они еще рискуют попасть в ловушку нового курса Д. Трампа в отношении России, потеряв перспективу «стратегической автономии».

Вряд ли вновь избранный президент Д. Трамп сможет повторить игру ва-банк Трампа-кандидата — риск оказаться в пустой игровой комнате вместо президентского кабинета весьма велик.

ЕС должен серьезнее отнестись к проблеме повышения своего финансового взноса на оборонные усилия. Однако до сих пор непонятно, каким образом будут увеличиваться военные расходы европейских стран в условиях кризиса внутри Европейского союза и дублирования двух проектов — НАТО и так называемой европейской армии. После выборов в США эти вопросы стали более острыми для ЕС и потребуют поиска практических ответов.

В данном случае у Д. Трампа появляется большая возможность для маневра. Даже если он не изменит практической политики в отношении НАТО и ЕС, тем не менее, у него будут новые рычаги существенного давления на европейских союзников. В этом отношении мотивация ЕС, связанная с увеличением европейского вклада и ответственности в рамках евроатлантических структур и НАТО, напротив, может быть подорвана незаинтересованностью США в реальном росте возможностей ЕС в сфере консолидации собственного оборонного рынка, военной экономики, промышленности и технологий. Соединенные Штаты и Евросоюз на этом поле серьезно конкурируют, и попытки ЕС направлять ресурсы на европейскую оборону, что сегодня представляет мейнстрим политики ЕС, в практическом плане противоречит приоритетным интересам США, их ВПК и военно-политического лобби.



Европейские союзники попали в двойной капкан: они оказались в большом проигрыше, когда вынужденно присоединились к предельно жесткой линии Б. Обамы/Х. Клинтон в отношении России; но теперь они еще рискуют попасть в ловушку нового курса Д. Трампа в отношении России, потеряв перспективу «стратегической автономии».

В этой связи остается открытым вопрос, насколько самостоятельной может оказаться политика Д. Трампа и насколько она будет отличаться по фундаментальным вопросам от политики предыдущей администрации Б. Обамы. Относительно этого есть серьезные сомнения, поскольку для того чтобы проводить политику вразрез с уже намеченными стратегическими установками, Д. Трампу придется бороться с американским политическим истеблишментом. Вряд ли вновь избранный президент Д. Трамп сможет повторить игру ва-банк Трампа-кандидата — риск оказаться в пустой игровой комнате вместо президентского кабинета весьма велик.

Для того чтобы каким-то образом уберечь политику США от серьезного ревизионизма, а может быть, от антиевропейского оппортунизма и изоляционизма, американский истеблишмент и республиканская партия будут заинтересованы в ограничении относительной свободы действий нового президента Соединенных Штатов. Представляется, что возможности для маневра у Д. Трампа возрастут, однако вряд ли за рамками общих стратегических установок трансатлантической политики, скорее в том, что касается потенциальных дивидендов «свободы» от обязательств уходящей администрации Б. Обамы. В этом смысле Д. Трамп заинтересован в получении «для США» быстрых результатов своего президентства, без которых он не сможет усилить свои позиции и политическую роль новой администрации. Вероятно, он рассчитывает на такие дивиденды как от Брюсселя, так и от Москвы. Но у Москвы преимущество, поскольку ей не нужно для этого отказываться от своих принципиальных позиций. Европейским союзникам сложнее, так как они плотно увязли в глубокой американской колее команды Б. Обамы и, в отличие от Д. Трампа, не могут претендовать на существенные изменения в маршруте и на самостоятельный выбор трассы.

Они плотно увязли в глубокой американской колее команды Б. Обамы и, в отличие от Д. Трампа, не могут претендовать на существенные изменения в маршруте и на самостоятельный выбор трассы.

И европейские партнеры США, и Россия, вероятно, готовятся к необъявленному тендеру за новый контракт с администрацией Д. Трампа. Он уже зарекомендовал себя как сильный игрок. Но надо учитывать, что хороший игрок в покер всегда должен чувствовать, когда пора отказаться от блефа и начать серьезную игру, не только получив большой прикуп, но и с джокером в руках.

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся