Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Иванов

Президент РСМД, министр иностранных дел России (1998–2004 гг.), профессор МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН, член РСМД

Выступление Президента России на юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН стало одним из самых обсуждаемых событий, вызвавшим целую лавину комментариев со стороны политиков,журналистов и экспертов. Кому-то выступление понравилось, у кого-то вызвало раздражение. Одни сочли его избыточно жестким по отношению к Западу, другие, напротив, расценили выступление как приглашение к диалогу.

Выступление Президента России на юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН стало одним из самых обсуждаемых событий, вызвавшим целую лавину комментариев со стороны политиков,журналистов и экспертов. Кому-то выступление понравилось, у кого-то вызвало раздражение. Одни сочли его избыточно жестким по отношению к Западу, другие, напротив, расценили выступление как приглашение к диалогу.

Во множестве разнообразных и противоречивых откликов на выступление Президента России, на мой взгляд, как-то потерялась очень важная составляющая этого выступления. Конечно, проблемы Сирии и угроза со стороны международного терроризм, трагедия беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки и продолжение кризиса на Украине -все эти вопросы находятся в центре внимания международного сообщества. Однако выступление В.Путина не свелось к изложению взглядов России на конкретные текущие проблемы мировой политики.

В отличие от многих других выступающих с трибуны Генеральной Ассамблеи, российский лидер четко и недвусмысленно поставил принципиальный вопрос о назревшей необходимости восстановить управляемость в мировых делах. Ведь и Сирия, и ИГИЛ, и беженцы, и даже ситуация на Украине - все это, в конечном счете, симптомы гораздо более глубокой и глобальной проблемы - усиления элементов нестабильности и хаоса в мировой политике, эрозии старого мирового порядка при отсутствии согласия о том, на какой основе строить новый миропорядок.

Знаменательно, что В.Путин начал свое выступление со ссылки на Ялтинскую встречу лидеров антигитлеровской коалиции и на создание Ялтинской системы международных отношений после окончания Второй мировой войны. Сегодня эту систему модно ругать как недемократичную, негибкую и несправедливую; такая критика имеет под собой веские основания. Но нельзя отрицать и того, что эта система (включавшая в себя,в том числе, и создание Организации Объединенных Наций) во многом позволила уберечь человечество от нового глобального конфликта, договориться о взаимоприемлемых правилах игры в мировой политике, не допустить эскалации многочисленных региональных конфликтов и кризисов.

После окончания холодной войны, когда появился уникальный исторический шанс совместно выстроить новую систему международной безопасности, Соединенные Штаты и их союзники предприняли попытку навязать миру свой порядок за счет механического расширения своих институтов, созданных в другую эпоху и для других целей. В результате за два десятилетия прежнюю, Ялтинскую систему фактически разрушили, но ничего нового на ее месте построить так и не смогли. И сегодня мир все быстрее катится к хаосу, который угрожает уже не только отдельным государствам или регионам, но и всему международному сообществу. Когда российский Президент с трибуны ООН говорит об опасности "обрушения всей архитектуры международных отношений", то это отнюдь не риторический прием и не полемическое преувеличение - это трезвая констатация сегодняшнего тревожного положения дел в мире.

Выступление В.Путина, однако, не свелось к данной констатации и к общим призывам восстановить управляемость международной системы. Оно включило в себя и целый ряд принципов, на которых можно и нужно строить эту работу, а также задач, которые нужно решать в первую очередь. Хотелось бы привлечь внимание к этим важнейшим принципам и задачам, - в своей совокупности они составляют то, что можно охарактеризовать как Доктрину Путина.

Во-первых, восстановление управляемости по силам только всему международному сообществу и требует совместных усилий. Прошедшие два десятилетия наглядно продемонстрировали несостоятельность попыток строительства нового миропорядка силами и в интересах "клуба избранных", какие бы названия этот клуб ни носил - НАТО, "Большая Семерка" или "коалиция единомышленников". Обсуждение должно начаться в рамках ООН как единственной универсальной и безоговорочно легитимной глобальной организации. Это позволит, помимо всего прочего, и вдохнуть новую жизнь в ООН путем ее продуманного реформирования.

Во-вторых, новый мировой порядок должен базироваться на безусловном уважении суверенитета всех стран - больших и малых, богатых и бедных, на Западе и на Востоке. "Двойные стандарты" в этой области оказываются той ржавчиной, которая неизбежно будет разъедать конструкции нового мирового порядка, какими бы прочными они ни казались. В.Путин обратил внимание на необходимость восстановления универсального значения и единообразного понимания базовых понятий международного права, без чего говорить о единой системе мировой политики вряд ли возможно.

В-третьих, вопросы безопасности сегодня невозможно отделить от вопросов развития - как на региональном, так и на глобальном уровне. Самая яркая иллюстрация этого единства - нынешней миграционный кризис, в основе которого лежат не только международный терроризм и гражданские войны, но и многочисленные острые социально-экономические проблемы многих стран Ближнего Востока и Африки. Новый мировой порядок должен включать в себя набор международных режимов, способных эффективно регулировать на глобальном и региональном уровнях управление ресурсами - сырьевыми и энергетическими, водными и продовольственными, информационными и человеческими. Подобно тому, как безопасность в мире XXI века не может быть односторонней или эксклюзивной, экономическое развитие и социальная гармония так же не могут быть ограничены территорией отдельных стран или регионов.

В-четвертых, российский Президент подчеркнул срочность задачи восстановления управляемости современного мира. Мир приближается к "точке невозврата", за которой обратить вспять процессы дестабилизации будет очень трудно, если вообще возможно. Продолжение накопления кризисных ситуаций, дальнейшая фрагментация мирового пространства безопасности и развития, сознательный или неосознанный уход от назревших, пусть и болезненных решений, преследование сиюминутных интересов и целей, - все это способно привести к трагическим последствиям. Причем масштаб этих последствий будет таким, что на их фоне многие нынешние разногласия и противоречия покажутся мелкими и малозначащими.

Драматические события, происходящие сегодня на Ближнем Востоке, можно расценить как последнее предупреждение ответственным политикам ведущих стран мира. Не случайно В.Путин сравнил задачу создания антитеррористической коалиции для борьбы с исламским государством по своим масштабам с задачей формирования антифашистской коалиции в годы Второй мировой войны. Тогда совместными усилиями столь разных государств удалось не только уничтожить фашистскую Германию, но и сформировать основы послевоенного мироустройства, на которых держался мир всю вторую половину ХХ столетия. Сейчас перед международным сообществом стоит сопоставимая задача: совместно победить в борьбе с исламским государством, что должно стать мощным импульсом для укрепления основ международной безопасности в целом.

Впервые опубликовано в Российской газете

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какой исход выборов в Конгресс США, по вашему мнению, мог бы оказать положительное влияние на российско-американские отношения в краткосрочной перспективе?

    Ни один из возможных результатов не способен оказать однозначного влияния  
     181 (71%)
    Большинство республиканцев в обеих палатах  
     46 (18%)
    Большинство демократов в обеих палатах  
     27 (11%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся