Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ашот Тавадян

Руководитель Центра экономических исследований Армении, заведующий кафедрой экономико-математических методов Армянского государственного экономического университета

Согласование макроэкономической политики ЕАЭС играет ключевую роль для формирования благоприятной интеграционной среды в странах Союза. Позитивное значение в этом плане имеет Договор о ЕАЭС. Однако формулировки ряда статей Договора могут создать проблемы для роста товарооборота между странами ЕАЭС, что не способствует росту экономики, особенно в странах ЕАЭС с малой экономикой. В статье представлены макроэкономические проблемы организации и проанализированы необходимые условия для согласования ключевых показателей стран–членов.

Согласование макроэкономической политики ЕАЭС играет ключевую роль для формирования благоприятной интеграционной среды в странах Союза. Позитивное значение в этом плане имеет Договор о ЕАЭС. Однако формулировки ряда статей Договора могут создать проблемы для роста товарооборота между странами ЕАЭС, что не способствует росту экономики, особенно в странах ЕАЭС с малой экономикой. В статье представлены макроэкономические проблемы организации и проанализированы необходимые условия для согласования ключевых показателей стран–членов.

Основная перспектива роста экспорта готовой продукции с высоким процентом добавленной стоимости в Армении — это ее сбыт в Россию.

Существенный рост экспорта Армении в ЕАЭС после подписания Договора

Армения первой из стран ЕАЭС обеспечила значительный рост экспорта. Для стабильного развития страны с малой экономикой соотношение экспорта к ВВП должно быть не менее 30%. Сейчас этот показатель в Армении составляет 17%. Стремление к этому показателю должно быть главной целью, в противном случае существенного развития в Армении не будет, так как в стране с малой экономикой внутренний рынок весьма ограничен.

Ежегодный объем экспорта Армении в 2016 г. составил 1,78 млрд долл. Чрезвычайно важно как можно скорее довести эту цифру до 3 млрд долл. Ключевую роль в росте экспорта играет его структура. Основная перспектива роста экспорта готовой продукции с высоким процентом добавленной стоимости в Армении — это ее сбыт в Россию. Объемы поставок в Россию и ЕС примерно равны, но в Евросоюз Армения экспортирует главным образом сырье.

По данным Национальной статистической службы Армении, объём экспорта за 2016 г. составил 1482,6 млн долл., увеличившись за год на 19,7% по сравнению с тем же периодом 2015 г. В 2016 г. экспорт из Армении в ЕАЭС вырос на 50,4%, составив 418 млн долл. При этом экспорт из Армении в Россию за 2016 г. вырос на 64,2% (с 226 до 371 млн долл.). Фактически рост экспорта был обеспечен за счет торговли с Россией, тем более при неблагоприятных ценах на цветные металлы, экспортируемые в основном в Евросоюз.

Такой показатель внушает оптимизм и позволяет предполагать, что бизнесу Армении удалось преодолеть неопределённости в понимании процедур экспорта в республики ЕАЭС, которые существовали в 2015 г. — в первый год членства Армении в Союзе. Такой результат можно считать позитивным на фоне санкций, примененных к России, представляющих вызов и для ЕАЭС.

В экспорте традиционно преобладают коньяк и сельскохозяйственная продукция (фрукты и овощи, рыба, сыр).

Причины роста экспорта из Армении в ЕАЭС следующие:

  • подписание соглашения с ЕАЭС о снятии таможенных пошлин;

  • упрощение всех процедур — от оформления и получения лицензий на экспорт до таможенного оформления;

  • стабилизация курса российского рубля — на 22,5% (в начале 2016 г. он составлял 1 долл. к 77 руб., а в начале 2017г. — 1 долл. к 59 р.). На столько же выросла валютная выручка экспортеров в Россию;

  • снижение цен на газ. Цена на газ, поставляемый в Армению, снизилась с 165 долл. до 150 долл. за 1000 куб. м. Для конечных потребителей цена снизилась с 156 драмов до 146,7 драмов (на 6%), что дало определений эффект для тепличных хозяйств;

  • свою роль сыграли и ответные санкции России, расширившие возможности экспорта в Россию из стран ЕАЭС.

В то же время санкции также могут быть стимулом развития инновационной промышленности, причем не только в России, но и в других странах ЕАЭС. Необходимо проводить согласованную экономическую политику и в данной сфере в соответствии с Договором о ЕАЭС. Следует использовать все возможности, созданные Договором для создания совместных предприятий между странами — участницами ЕАЭС. Имеются перспективы для российско-армянского сотрудничества в сфере машиностроения, электротехники и приборостроения, привлечения инвестиций в производство стройматериалов и строительство плавилен меди, в создании совместных предприятий в сфере бытовой химии и пищевой промышленности.

Необходимо скорректировать приоритеты экономической политики, четко определить и согласовать ее цели, сформулировать новую модель развития экономики для стран ЕАЭС и спрогнозировать ожидаемые результаты. Закон «О промышленной политике» РФ является базовой основой для того, чтобы Россия идентифицировалась не просто как крупная региональная страна, а держава с крупнейшим потенциалом, в первую очередь в сферах экономики, обеспечивающих новую индустриализацию. Это необходимо России, а также другим членам ЕАЭС, так как страны с малой экономикой, как показывает и мировой опыт, обычно не могут занять достойную нишу в сфере современной индустриализации без емкого рынка, согласованной экономической политики и формирования своего финансового и ресурсного потенциала.

Макроэкономическая политика стран ЕЭАС

Кроме санкций имеются вызовы, связанные с несогласованностью макроэкономической политики стран ЕАЭС. Как показывает мировая практика, в частности, Маастрихтские критерии, при интеграции ведущую роль играет ряд показателей, которые в случае ЕАЭС отражены в разделе XIII «Макроэкономическая политика» и в разделе XIV «Валютная политика». Они имеют ключевое значение для проведения согласованной экономической политики и выполнения целей Договора о ЕАЭС.

При интеграции ведущую роль играет ряд показателей, которые в случае ЕАЭС отражены в разделе XIII «Макроэкономическая политика» и в разделе XIV «Валютная политика».

Если позиции стран — членов ЕАЭС по государственному долгу и дефициту государственного бюджета в большинстве случаев совпадают, то по инфляции и курсу национальных валют отмечается существенная несогласованность.

Таблица 1. Инфляция, ставка ЦБ, изменение курса относительно доллара США в странах ЕАЭС

Страна

Год

Инфляция

Ставка ЦБ

Изменение курса относительно $ США

Россия

2014

11,4 %

10,5 %

– 95,6 %

2015

12,9 %

11,0 %

– 9,1 %

2016

5,4 %

10,0 %

+ 22,5 %

Казахстан

2014

7,4 %

5,5 %

– 18,6 %

2015

13,6 %

5,5 %

– 96,9 %

2016

16 %

12,0 %

+ 7,2 %

Беларусь

2014

17,1 %

20 %

– 62,3 %

2015

11,4 %

25 %

– 33,2 %

2016

10,6 %

18 %

+ 6,7 %

Армения

2014

3,0 %

8,50 %

– 16,5 %

2015

– 0,1 %

8,75 %

– 2,7 %

2016

– 1,1 %

6,25 %

– 0,0 %

Киргизия

2014

10,5 %

10,5 %

– 17,8 %

2015

3,4 %

10,0 %

– 26,9 %

2016

– 0,5 %

5,0 %

+ 8,9 %


В статье 63 раздела XIII «Основные макроэкономические показатели, определяющие устойчивость экономического развития» отмечено, что уровень инфляции не должен превышать более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции в государстве ЕАЭС, в котором этот показатель имеет наименьшее значение. Однако данное условие не выполняется. Степень инфляции в странах ЕАЭС существенно различается. При этом в Армении в 2016 г. при дефляции –1,1% реальная ставка рефинансирования составила 7,35%. Почти все страны ЕАЭС проводят политику дорогих денег, весьма неблагоприятную для развития экономики.

В этих условиях уровень монетизации в странах ЕАЭС находится на неблагоприятном для экономики низком уровне, создающем условия для «денежного голода». Низкий уровень монетизации и высокие реальные процентные ставки препятствуют снижению уровня монетизации. В России уровень монетизации находится в районе 50%, в других странах ЕАЭС этот показатель еще ниже. В то время как в передовых странах ЕС уровень монетизации находится в районе 100%, в Китае и быстро развивающихся странах Азии данный показатель существенно превосходит 100%. Однако рост уровня монетизации не является самоцелью, и это может быть следствием благоприятной для роста экономики невысокой инфляции (не выше 5,5%), курса национальной валюты и реальной банковской ставки.

О координации валютной политики в странах ЕАЭС

Валютная политика в странах ЕАЭС должна согласовываться соответственно разделу XIV «Валютная политика», а также соответствующему приложению N15 «О мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики». Первоочередная конкретизация данного раздела чрезвычайно важна.

При четком выполнении ключевых статей Договора явно целесообразен переход в странах ЕАЭС на расчеты в рублях в торговле стратегическими товарами и отказ от привязки к доллару, что позволит интенсифицировать взаимные расчеты в национальных валютах и сократить долларизацию.

Данное предложение непосредственно следует из Договора о Евразийском экономическом союзе. В этом аспекте чрезвычайно важное значение имеет статья 64 Договора, где представлены цели и принципы согласованной валютной политики стран ЕАЭС.

При неприменении на практике взаиморасчетов в национальной валюте хотя бы по определенному сегменту продуктов у центральных банков стран ЕАЭС не будет ясного стимула для четкого выполнения требований Договора о ЕАЭС, а также для согласования и принятия соответствующих нормативов и документов.

Данная мера необходима в первую очередь для того, чтобы обезопасить экономику от колебаний национальных валют к доллару, снизить уровень долларизации в странах ЕАЭС, а также затраты на конвертацию. Чтобы одна из стран не получала существенного преимущества от колебаний национальных валют, крайне необходимо выполнять требования Договора о ЕАЭС о валютной политике и конкретизировать их. Страны ЕАЭС этим шагом способствуют также решению определенных в статье 4 Договора «Цели Союза» необходимости всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. Без согласованной денежно-кредитной и без координации валютной политики вышеуказанной цели достичь невозможно.

О противодействии коррупции в странах ЕАЭС

В кризисной ситуации важное значение приобретает и уровень коррупции в странах ЕАЭС. Согласно Transparency International, уровень коррупции в странах ЕАЭС нельзя считать удовлетворительным. При максимально возможном индексе восприятия коррупции в 100 баллов у Беларуси значение этого индекса равно 40, у Армении — 33, а у других стран ЕАЭС он еще ниже. Быстрое преодоление критического порога в 50 баллов должно стать ориентиром для стран ЕАЭС.

Таблица 2. Индекс восприятия коррупции в странах ЕАЭС за 2014-2016 гг. (балл и место среди стран)

Страна

2014

2015

2016

Россия

27 (136)

29 (119)

29 (131)

Казахстан

29 (126)

28 (123)

29 (131)

Беларусь

31 (119)

32 (107)

40 (79)

Армения

37 (94)

35 (95)

33 (113)

Киргизия

27 (136)

28 (123)

28 (136)


Необходимо разработать согласованные меры по противодействию коррупции, в чем свою роль может сыграть и статья 69 «Транспарентность» Договора о Евразийском экономическом союзе.

Неэффективность, тем более коррупция, должны быть сведены к минимуму изначально. Это намного результативнее, чем вольно или невольно допускать коррупционные риски и только после этого контролировать и выявлять злоупотребления. Необходимость антикоррупционной экспертизы, в особенности законов, регулирующих экономическую деятельность в странах ЕАЭС, назрела давно.

Первоочередные задачи макроэкономической политики стран ЕАЭС

Снижение зависимости от валют других стран и повышение роли рубля во внешнеэкономических расчетах оправданно. Однако это не даст эффекта, если не будет проводиться согласованная денежно-кредитная политика. Необходим поэтапный переход к тому, чтобы в странах Евразийского экономического союза инфляция была не выше 5,5%. Это положение должно быть отражено в Договоре о ЕАЭС.

В Договоре о ЕАЭС также крайне необходимо конкретизировать статью 64 «Цели и принципы согласованной валютной политики» и соответствующее приложение 15. Снижение курса национальных валют относительно курса валют США и Евросоюза должно соответствовать инфляции. При этом следует иметь согласованную ставку рефинансирования, что также должно быть отмечено в Договоре о ЕЭАС, вследствие чего будет обеспечен и рост монетизации в странах союза.

Четкое выполнение договорных обязательств, в частности по вопросам внедрения, а также инфляции и валютной политики имеет огромное значение. Если в силу объективных обстоятельств невозможно исполнить соответствующие договорные обязательства, то их нужно скорректировать.

Формирование ЕАЭС пойдет по лучшему сценарию, если Союзу удастся осуществить ключевые требования Договора о ЕАЭС и проводить скоординированную промышленную политику, согласованную налогово-бюджетную, денежно-кредитную, в особенности валютную политику. Также чрезвычайно важно разработать и согласовать меры по эффективному противодействию коррупции. Свою роль играет координация социальной и внешней политики. Ключ к успеху в деле интеграции стран Евразии и укрепления их экономической безопасности в первую очередь находится в их руках.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся