Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Интервью

Генеральный директор РСМД Андрей Кортунов и эксперты РСМД Виктория Панова (МГИМО) и Марк Рахмангулов (ВШЭ) комментируют итоги прошедшего в Санкт-Петербурге саммита G20 и года председательства России в «Группе двадцати».

Интервью

Генеральный директор РСМД Андрей Кортунов и эксперты РСМД Виктория Панова (МГИМО) и Марк Рахмангулов (ВШЭ) комментируют итоги прошедшего в Санкт-Петербурге саммита G20 и года председательства России в «Группе двадцати».

Андрей Кортунов, генеральный директор РСМД

Ну, очевидно, в этом случае, как и в других случаях с международными организациями, можно говорить о двух уровнях политического эффекта: есть уровень общеполитический и есть уровень прикладной. Если говорить об общеполитическом уровне, конечно, всегда, когда на территории страны происходит событие такого масштаба, когда приезжают лидеры ведущих экономик мира, это добавляет статуса, это создает возможности, в том числе возможности для двусторонних контактов, переговоров, консультаций на полях большой встречи. И такая возможность, безусловно, Россией была использована. Хотя тут надо признать, что в каком-то смысле эта встреча была смазана сирийской тематикой, а по сирийскому вопросу «двадцатка» раскололась почти что пополам: половина членов поддержали российскую позицию или оказались достаточно к ней близки, а половина выступила за нанесение военного удара по Сирии. Но в целом, конечно, это можно считать внешнеполитическим успехом, тем более что встреча была проведена на высоком уровне, была хорошо организована. Я думаю, что у участников остались неплохие воспоминания о встрече.

Андрей Кортунов

Если же говорить о втором уровне – об уровне конкретных подписанных документов, то, разумеется, здесь Россия старалась продвигать свои интересы в том, что касается управления мировой экономикой, международными финансами, в том, что касается программы развития. Но надо учитывать, что все-таки во многих вопросах, по которым шло обсуждение, Россия не является одним из лидеров. Наша роль и в мировой финансовой системе, и в мировой экономике довольно скромная. Поэтому можно сказать, что и на этом уровне удалось кое-чего достичь, и в целом это отвечает российским интересам. Но надо понимать, что в отличие, скажем, от «восьмерки», где обсуждаются преимущественно политические вопросы и где голос России очень значим, все-таки в рамках «двадцатки» наша роль несколько более скромная. И сам форум, поскольку здесь больше стран-участниц, поскольку здесь меньше единства предполагает договоренности более общего характера. То, что можно было сделать, Россия сделала, и не только в ходе встречи, но и на этапе ее подготовки. Мне кажется, что этот год был удачным, и, во всяком случае, то, что составляет основу российских интересов, оно было продвинуто и защищено в максимально возможном режиме.

Виктория Панова, доцент Кафедры международных отношений и внешней политики России, МГИМО (У) МИД России

Виктория Панова

В целом, можно признать прошедший саммит и год председательства России в «двадцатке» достаточно успешным. Грамотность команды и желание работать с другими партнерами признавали практически все участники подготовительных переговоров. В итоге, было решено большинство поставленных задач, кроме заведомо невыполнимых (как, например, по завершению реформы МВФ); удалось договориться по всему спектру, обозначенному в приоритетах страны-председателя. Это касается проблемы фискальной консолидации (что, впрочем, больше напоминало «соглашение не соглашаться» и консенсус по разрешению на выбор собственного пути); вопросов размывания налоговой базы (в частности, это касалось плана ОЭСР и ужесточения регулирования в отношении крупных транснациональных компаний); проблем развития; вопросов инвестиционного климата и «долгих денег»; проблемы международной торговли и противодействия протекционизму.

Хотя прорывных решений и сенсаций не было, это тоже скорее может свидетельствовать в пользу саммита, т.к. удалось достичь прогресса по целому ряду рабочих моментов, обеспечивающих реальное взаимодействие двадцати участников и платформу для укрепления международной валютно-финансовой и экономической системы. При этом по обилию информации в СМИ относительно сирийской проблемы и интриги вокруг встречи российского и американского президентов (что усугублялось и заявлениями самих лидеров), могло показаться, что вся предварительная кропотливая работа по повестке дня «двадцатки» фактически была сорвана. Но в реальности это не так. Хотя сирийский сюжет и доминировал в информационном поле, вся наработанная за год повестка дня была включена в итоговые документы.

Марк Рахмангулов, Заместитель директора Центра исследований глобального управления, Институт международных организаций и международного сотрудничества, НИУ ВШЭ

Марк Рахмангулов

Первое в истории председательство в «Группе двадцати» позволило не только продемонстрировать способность России возглавлять в течение года «главный форум международного экономического сотрудничества» ведущих держав, но и включить приоритетные для нашей страны вопросы в повестку дня этого института, а также добиться по ним определённых результатов. Несмотря на серьёзное отвлечение внимания участников саммита на кризис в Сирии, основные документы, готовившиеся в течение периода председательства, были рассмотрены и приняты лидерами. Да и по Сирии, несмотря на расхождение позиций участников, удалось организовать конструктивное обсуждение, в том числе благодаря приглашению в Стрельну министров иностранных дел «двадцатки».

При этом в ходе председательства не совсем удалось добиться «возвращения к истокам», т.е. сфокусироваться на экономике и финансах: в начале председательства Россия заявила достаточно обширную повестку, которая в дальнейшем ещё расширялась. Также не удалось добиться решения некоторых поставленных перед председательством задач: прежде всего, завершения реформы МВФ и принятия нового многолетнего плана в сфере содействия развитию (хотя следует признать, что в значительной степени это зависело от позиций партнёров по «двадцатке»).

Россия смогла задать высокий уровень в привлечении к работе в «двадцатке» аутрич-групп: в итоговых документах нашли отражение рекомендации гражданского общества, бизнеса, исследовательского сообщества и других заинтересованных сторон. Количество лидеров «Группы двадцати», принявших участие во встрече с представителями бизнеса из «Деловой двадцатки» на саммите, было наибольшим по сравнению с предыдущими годами.

Год «двадцатки» в России на этом не заканчивается – в октябре состоятся встречи в рамках финансового трека, а также шерп и рабочих групп. Можно ожидать завершения работы по некоторым направлениям и передачи дел Австралии, которая многое может позаимствовать у нашего председательства.

Последовательность председательств в «двадцатке», «восьмёрке» и БРИКС в 2013-2015 гг. даёт России уникальную возможность продвинуть свои приоритеты на глобальном уровне. Можно считать «Группу двадцати» хорошим началом этого марафона, но важно не упустить момент и продолжить активную работу в ближайшие годы. Экспертное сообщество может и должно сыграть здесь важную роль.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся