Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Татьяна Андреева

К.и.н., с.н.с. Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН

Иммиграционная проблема для Великобритании и двух кабинетов Д. Кэмерона не нова. Однако масштабы миграционного потока, устремившегося в Европу из горячих точек, выявили особенности политики Д. Кэмерона в свете усилий по пересогласованию условий членства страны в Европейском союзе и отношение британского общества к приему иммигрантов.

Иммиграционная проблема для Великобритании и двух кабинетов Д. Кэмерона не нова. Однако масштабы миграционного потока, устремившегося в Европу из горячих точек, выявили особенности политики Д. Кэмерона в свете усилий по пересогласованию условий членства страны в Европейском союзе и отношение британского общества к приему иммигрантов.

Официальная массовая иммиграция рабочих в Великобританию началась в 1948 г. и происходила из стран Содружества. Однако по-настоящему массовой иммиграция стала в 1998 г., в период правления лейбористских кабинетов Тони Блэра, и была непосредственно связана с условиями членства страны в Европейском союзе [1]. Частичное участие в шенгенских договоренностях при Т. Блэре открыло доступ беспрепятственному въезду в Великобританию рабочей силы из ЕС, в том числе из стран, вступивших в Союз на первом этапе его расширения. Данная категория граждан получила и свободный доступ к социальным льготам. В результате в 2005 г. общая иммиграция в страну превысила 300 тыс. человек и превратилась в серьезную проблему для последующих британских правительств.

С приходом к власти консервативного кабинета Д. Кэмерона в мае 2015 г. эта проблема вновь перешла в разряд острых, требующих кардинального и незамедлительного решения. Причем она уже носила комплексный характер и была как внутриполитической, так и внешнеполитической. Д. Кэмерону пришлось закрывать страну от экономических мигрантов не только из стран ЕС и Содружества, но и из горячих и политически нестабильных точек мира – Северной Африки, Ближнего Востока, Азии (преимущественно от беженцев). Провал политики мультикультурализма лейбористских правительств Т. Блэра и Г. Брауна обусловил резкий всплеск национализма в Великобритании в 2011–2013 гг. и рост популярности националистически настроенной Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP) во главе с Н. Фараджем [2]. Впоследствии на передний план вышла идея проведения до конца 2017 г. референдума по вопросу о членстве Британии в ЕС как способа решения в том числе и иммиграционной проблемы.

Коалиционный кабинет Д. Кэмерона — Н. Клегга (2010–2015 гг.) и иммиграционная проблема

www.ons.gov.uk
Иммиграция в Великобританию

Предвыборные обещания Д. Кэмерона 2010 г. содержали пункт о сокращении притока мигрантов в страну до 100 тыс. человек в год. Придя к власти и создав коалиционное правительство с либеральными демократами, Д. Кэмерон оказался перед необходимостью противостоять потокам мигрантов из стран ЕС, прежде всего из недавно принятых в Союз. В первые годы существования коалиционного правительства его усилия привели к тому, что к 2012 г. количество мигрантов снизилось до 154 тыс. человек в год.

На саммите ЕС в Брюсселе в декабре 2013 г. Великобритания в лице премьера впервые пригрозила заблокировать процесс расширения Евросоюза, если его руководство не ужесточит меры в области миграционного контроля. Дело в том, что с 1 января 2014 г. ожидался массовый наплыв в Великобританию граждан из принятых в ЕС в 2007 г. Болгарии и Румынии. Еще одной иммиграционной проблемой для британцев стало злоупотребление рабочей силы свободой миграции внутри Евросоюза – в страну устремились мигранты за пособиями. Введя свои ограничения на въезд иммигрантов и их доступ к социальным пособиям, Д. Кэмерон стремился снять давление с британской социальной системы и системы здравоохранения, которые не справлялись с последствиями масштабной миграции из восточноевропейских государств. Требования премьера внести фундаментальные изменения в иммиграционное законодательство ЕС обусловливались также набиравшим в британском обществе силу движением за выход или ревизию условий членства Великобритании в ЕС.

Еще одной иммиграционной проблемой для британцев стало злоупотребление рабочей силы свободой миграции внутри Евросоюза – в страну устремились мигранты за пособиями.

Д. Кэмерон не смог помешать открытию границ для румын и болгар, и это создало первоначальные проблемы текущего иммиграционного кризиса для Британии. По данным Бюро национальной статистики о миграции за 2014 г., после открытия границ для граждан Румынии и Болгарии миграционное сальдо достигло 318 тыс. человек – на 109 тыс. больше, чем в 2013 г. В этих условиях еще больше ухудшилось и без того негативное отношение британцев к мигрантам. Согласно опросам общественного мнения газеты «The Observer», каждый четвертый британец требовал ввести ограничения для мигрантов из ЕС или выйти из Союза в случае отсутствия такого ограничения. Таким образом, проблема пересмотра участия Великобритании в иммиграционной политике ЕС оказалась непосредственно связана с более широкой проблемой сохранения ее членства в Евросоюзе.

Д. Кэмерон оказался перед необходимостью решать сразу две взаимосвязанные задачи: во-первых, реагировать на разворачивающийся с конца 2014 г. иммиграционный кризис, во-вторых, пересогласовывать условия членства в ЕС, одним из которых было ограничение миграционных потоков и социальных льгот для иммигрантов из стран Союза.

Введение пятилетнего моратория на расширение ЕС новым главой Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером на короткое время избавило Великобританию от конфронтации с другими членами Евросоюза по вопросу ограничения иммиграционных потоков. Однако проблема окончательно не была снята. Набиравшее силу в британском обществе движение за проведение референдума о выходе из Евросоюза заставляло европейские страны задуматься о целесообразности изменения условий членства Великобритании, предполагавшего среди прочего пересмотр положений об ограничении масштабов иммиграции, с целью сохранения ее в составе ЕС.

Консервативный кабинет Д. Кэмерона и иммиграционный кризис

Из-за нестабильности ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке приток нелегальных иммигрантов из этих регионов с апреля по сентябрь 2015 г. приобрел для Европы масштабы стихийного бедствия. При этом из-за долговременного экономического роста и открывшего двери для иммигрантов расширения ЕС Великобритания вошла в число наиболее желанных для них стран Евросоюза.

REUTERS/Stefan Wermuth
Акция солидарности с мигрантами, Лондон,
12 сентября 2015

Вторично придя к власти в мае 2015 г., в том числе и благодаря успешному осуществлению программы по уменьшению числа мигрантов, лидер Консервативной партии Д. Кэмерон оказался перед необходимостью решать сразу две взаимосвязанные задачи: во-первых, реагировать на разворачивающийся с конца 2014 г. иммиграционный кризис, во-вторых, пересогласовывать условия членства в ЕС, одним из которых было ограничение миграционных потоков и социальных льгот для иммигрантов из стран Союза.

Вплоть до сентября 2015 г. британский премьер методично отказывался участвовать в плане ЕС по распределению прибывавших нелегальных мигрантов по странам-членам. Предлогом послужил прием Великобританией большого количества мигрантов из стран Евросоюза в 2014 г., наряду с мигрантами из Северной Африки, Ближнего Востока и Азии. В результате в 2015 г. был достигнут рекордный уровень миграции, значительно превысивший показатели предыдущего пика, который пришелся на начало 2000-х гг. Еще одним предлогом для отказа от мигрантов из горячих точек стали опасения, что под видом беженцев в страну проникнут исламские террористы.

Тем не менее с марта 2014 по август 2015 гг. из стран ЕС в Великобританию прибыли 183 тыс. человек (на 53 тыс. больше, чем за аналогичный период 2014 г.), прежде всего граждане Румынии и Болгарии, которые с 2014 г. получили право въезжать в Британию без ограничений. Чистый приток мигрантов из государств, не входящих в ЕС, оказался еще больше — 196 тыс. человек. Число прошений об убежище за год выросло на 10% — до 26 тыс. Большинство обращавшихся с прошением были родом из Эритреи, Пакистана и Сирии.

Первоначально Д. Кэмерон предлагал возвращать нелегально приплывших экономических мигрантов, прежде всего из Эритреи и Нигерии, отделяя их от беженцев. Впоследствии появилась идея полного прекращения поисковых и спасательных операций как стимулирующих приток иммигрантов.

Абсолютное большинство мигрантов из-за пределов Европы прибыли из азиатских стран. Так, с июня 2014 по июнь 2015 гг. в Великобританию въехало рекордное число китайцев — около 90 тыс. человек, индусов — более 86 тыс.

Д. Кэмерон заявил о неучастии страны в пересмотре Дублинской системы и в изменении законов ЕС, обязывающих обращающихся за убежищем оставаться в стране первоначального прибытия. Находясь вне Шенгенской зоны, Великобритания устранилась от решения этой проблемы.

С мая по сентябрь 2015 г. силами трех военно-морских кораблей, трех вертолетов и незначительного числа полицейских Великобритания принимала активное участие в операциях по спасению переплывавших Средиземное море нелегальных мигрантов и отслеживанию путей их доставки бандами перевозчиков. Однако Соединенное Королевство искало и другие пути урегулирования кризиса. Первоначально Д. Кэмерон предлагал возвращать нелегально приплывших экономических мигрантов, прежде всего из Эритреи и Нигерии, отделяя их от беженцев. Впоследствии появилась идея полного прекращения поисковых и спасательных операций как стимулирующих приток иммигрантов. Когда ситуация в Европе с наплывом беженцев окончательно ухудшилась, Д. Кэмерон стал делать акцент на поиск путей скорейшего урегулирования конфликтов в регионах исхода мигрантов и уделять больше внимания финансированию и обустройству лагерей беженцев, чтобы снизить поток в Европу. Британия продолжила выделять помощь развивающимся странам, прежде всего Африке, в размере 0,7% ВВП (11,7 млрд ф.ст.), а также с готовностью выполняла роль второго по объему помощи донора для сирийского народа.

Из-за отказа британской стороны принимать беженцев летом 2015 г. в районе порта Кале и Евротоннеля под Ла-Маншем разразился настоящий кризис. Благодаря франко-британским договоренностям 5 тыс. иммигрантов эффективно сдерживались Францией, тогда как ЕС финансировал дополнительные меры безопасности.

Вплоть до сентября 2015 г. Великобритания не стремилась принимать участие по линии ЕС в переселении из третьих стран иммигрантов, нуждающихся в международной защите, отбирая и обустраивая преимущественно сирийских беженцев. Однако после гибели двух мальчиков-сирийцев усилилось давление на Д. Кэмерона со стороны британской общественности и политических кругов. Премьер был вынужден объявить о приеме в следующие пять лет по линии ООН дополнительных 20 тыс. только сирийских беженцев и только из лагерей, расположенных в непосредственной близости от вооруженного конфликта.

К сентябрю 2015 г. проблема распределения беженцев по странам ЕС оказалась столь острой, что заставила Германию, Австрию и Францию попытаться увязать условия приема иммигрантов с получением Великобританией уступок от Брюсселя при пересогласовании условий ее членства в ЕС.

Внутри страны для борьбы с нелегальной иммиграцией Д. Кэмерон объявил о введении уголовной ответственности иностранных мигрантов за работу без соответствующей визы и штрафов для их работодателей. Кроме того, домовладельцам было вменено в обязанность выселять нелегальных мигрантов.

Очевидно, что идея приема мигрантов пользуется незначительной поддержкой в британском обществе.

Неожиданным неприятным сюрпризом для кабинета стало выигранное благотворительной организацией «Акция по задержанию» («Detention Action») в Верховном суде и Апелляционном суде дело против применения правительством системы быстрого предоставления убежища (fast-track asylum appeal system) от 2003 г. Данная система была признана незаконной и содержащей «структурные несправедливости». Это затруднило работу по расследованию дел и предоставлению убежища. (1, 2)

* * *

Согласно результатам опроса, опубликованным газетой «The Telegraph» 8 сентября 2015 г. после обнародования инициативы Д. Кэмерона о дополнительном приеме беженцев, 61% опрошенных (против 21%) высказались в поддержку отказа от приема мигрантов из Европы в рамках установленных Евросоюзом квот. На вопрос о целесообразности дополнительного приема сирийских беженцев подавляющее большинство из 29% респондентов дали отрицательный ответ. Проведенный чуть ранее опрос общественного мнения показал, что из-за остроты иммиграционной проблемы большинство британцев выступают за кардинальное закрытие страны от мигрантов посредством выхода из ЕС. Очевидно, что идея приема мигрантов пользуется незначительной поддержкой в британском обществе. В связи с этим правительству придется с удвоенной силой закрывать страну от мигрантов, идти на конфликт с ЕС по этому поводу и убеждать население Британии в целесообразности сохранения ее членства в Евросоюзе.

Вместе с тем миграционный кризис и избирательный подход Британии к приему беженцев могут помочь стране при пересогласовании условий ее членства в ЕС. Трудности с перераспределением по европейским государствам миграционных потоков из Северной Африки, Ближнего Востока и Азии, возникшая в связи с этим необходимость пересмотра шенгенских договоренностей, а также восстановление границ между рядом государств Шенгенской зоны могут придать дополнительную силу аргументам Великобритании о предпочтительности децентрализованного подхода ЕС к таким чувствительным вопросам, как прием иммигрантов и предоставление убежища. По мнению британской стороны, эти вопросы должны оставаться предметом суверенного контроля государств ЕС. Кроме того, для качественного и постепенного развития европейских интеграционных процессов роль Великобритании как здоровой оппозиции решениям брюссельской бюрократии может оказаться весьма полезной.

1. Бабынина Л.О. Гибкая интеграция в Европейском союзе: Теория и практика применения. М.: Издательство ЛКИ, 2012. С. 242.

2. Андреева Т.Н. Европейская политика кабинета Д. Кэмерона – Н. Клегга (май 2010 – июль 2013 гг.). М.: ИМЭМО РАН, 2014. С. 127–130.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся