Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Денис Примаков

К.ю.н., руководитель практики санкционного права и комплаенса, Адвокатское бюро КИАП

В статье анализируются положения новой Конституции Египта и их восприятие со стороны либеральной оппозиции. Автор приходит к выводу, что, несмотря на все слабые и спорные стороны Конституции, Египет будет развиваться по пути умеренного исламизма, а его взаимоотношения с Израилем, США, ЕС и РФ не претерпят особых изменений.

После свержения Хосни Мубарака с поста президента Египта в феврале 2011 г. исламисты оказались в авангарде политического движения и сумели победить на парламентских выборах в марте 2012 года. По результатам голосования наибольшее число депутатских мест (42%) получила Партия свободы и справедливости, которая является политическим крылом движения «Братья-мусульмане». Второе место заняла партия «Ан-Нур» («Свет»), представляющая салафитское движение. Объединения либерально-демократических и левых партий получили меньшее число депутатских мандатов [1]. В июне 2012 года в жесткой борьбе за пост президента страны победил представитель «Братьев- мусульман» Мухаммед Мурси, а не его соперник Ахмад Шафик - представитель светского движения и бывший премьер-министр.

Одним из первых шагов Мурси на посту президента стало смещение руководителей Высшего совета вооруженных сил во главе с маршалом Мухаммедом Тантауи, который фактически управлял страной в период с февраля 2011 г. по июнь 2012 г.

Закрепление в конституции положения о принципах шариата как источнике права вынуждает судей применять мусульманское классическое право в судопроизводстве, что чревато появлением массы коллизий между принципами позитивного права и мусульманской доктриной.

Таким образом, после отстранения армейского командования от принятия политических решений у Мурси больше не оставалось видимых препятствий на пути принятие конституции, учитывающей нормы шариата и фикха. Члены движения «Братья-мусульмане» со времен его основателей Хасана аль Банны (1906–1949) и Саида Кутба (1906–1966) отстаивают идею о мусульманском государстве, построенном исключительно на шариате [2]. Они придерживаются взглядов, согласно которым «ислам есть целостная система» и нет никакой необходимости искать в чужих, европейских, а значит, частных ценностях фундамент социального порядка, ибо он уже заложен в универсальной книге — Коране [3].

Поэтому неудивительно, что, несмотря на сложности в работе конституционной ассамблеи второго состава [4], массу протестов и демарш судей после издания 21 ноября 2012 года Конституционной декларации, Мухаммед Мурси подписал 25 декабря новую Конституцию, одобренную на референдуме 15-24 декабря 2012 года [5].

Фото: alarabiya.net
Мухаммед Мурси получает Конституцию из
Учредительного собрания

Логичным выглядит и то, что ст.2 новой Конституции дословно повторяет формулировку ст.2 Конституции 1971 г. (Ислам — религия государства, арабский — официальный язык, принципы исламского права являются главным источником законодательства [6]). Данная норма обязывает судей руководствоваться не позитивным правом европейских образцов, а черпать решения правовых коллизий из норм шариата, основанных на Коране и Сунне [7]. То есть они должны действовать в соответствии с тем, что еще 60 лет назад говорил один из лидеров движения «Братья-мусульмане» Аль-Хадиби: «...любое законодательство в нашей стране, касающееся нашей жизни, должно руководствоваться принципами Корана. Говоря о Коране, я, естественно, имею в виду и Сунну Пророка (благословенна память Его), ибо заповедь Сунны есть заповедь Аллаха… [Коран и Сунна] должны быть источниками для любого законодательства» [8].

Спорные положения Конституции

Результаты проведенного 15 и 22 декабря референдума по Конституции показали, что в египетском обществе имеется серьезный разрыв между теми, кто видит будущее Египта в рамках шариата, и теми, кто полагает, что будущее Египта среди демократических светских стран.

Но данные положения не устраивают светскую оппозицию – сторонников партии «Ад-Дустур» экс-главы МАГАТЭ Мухаммеда Аль-Барадеи и партии Египетский конгресс, возглавляемая бывшим генсеком ЛАГ Амр Муса. Кроме того, поспешность, с которой составлялась и принималась Конституция, а также игнорирование протестов, связанных с судебным иммунитетом решений президента, который был закреплен в Конституционной декларации, в ближайшее время не только не приведут к стабилизации внутри страны, но и станут основой для дальнейшей консолидации оппозиции.

Силы, оппозиционно настроенные по отношению к Мухаммеду Мурси, не согласны со следующими положениями новой Конституции:

  • Закрепление в конституции положения о принципах шариата как источнике права (ст.2) вынуждает судей, в силу ст.168 Конституции, применять мусульманское классическое право в судопроизводстве, что чревато появлением массы коллизий между принципами позитивного права (равенства всех перед законом, запрет умаления человеческого достоинства и др.) и мусульманской доктриной.
  • Беспрецедентные полномочия, которые получили исламские ученые Аль-Азхара – старейшего теологического университета, где сильны влияния консерваторов [9]. Согласно ст.4 новой Конституции, по вопросам мусульманского права необходимо обращаться за консультацией к старейшим ученым аль-Азхара. Такая необходимость представляет опасность для всей системы египетского права в свете опыта данного института, опубликовавшего в 1972 г. документ под названием «Предложение по исламской конституции» [10], в котором выдвигалась идея восстановить имамат и жить в соответствии с шариатом.
  • Вмешательство в частную жизнь ради «усиления нравственных ценностей своеобразия египетской семьи» (ст.10).
  • Норма об обеспечении соответствия между обязательствами женщины по отношению к ее семье и работе (ст.10) несмотря на декларацию о равенстве всех граждан (ст.33) [11].
  • Конституция гарантирует свободу выражения и ограничивает задержания, но до тех пор, пока это «не оскорбляет религиозных посланников и пророков» (ст.44).
  • Конституция гарантирует защиту только христианам и иудеям (ст.5), поэтому возникают естественные опасения о потенциальных преследованиях других религиозных групп, в первую очередь, коптов-христиан.
  • В соответствии со ст. 194 Конституции, армия принадлежит народу. В силу ст.197 Конституции, президент возглавляет национальный военный совет, но министр обороны является главой армейских подразделений и назначается из среды высших офицеров армии (ст.195). Документ также закрепляет возможность судебного преследования гражданских лиц военными судами (ст.198). Данная норма отсылает к состоянию режима при Хосне Мубараке, когда военные суды, образованные еще по закону № 25 от 1966 г., давали неограниченные возможности представителям власти преследовать своих оппонентов, поскольку все судьи являлись военными офицерами, назначаемыми министром обороны и президентом на 2-летний срок с правом переназначения, отсутствовали защитники, апелляции и публичность [12].

Последствия принятия Конституции

Фото: ideastream.org / Gianluigi Guercia
Протесты против новой Конституции,
площадь Тахрир, ноябрь 2012

Результаты проведенного 15 и 22 декабря референдума по Конституции (64% высказались за принятие [13]) показали, что в египетском обществе имеется серьезный разрыв между теми, кто видит будущее Египта в рамках шариата, и теми, кто полагает, что будущее Египта среди демократических светских стран. К тому же, к предстоящим через два месяца (точная дата пока не известна) новым парламентским выборам оппозиция сплачивается под лозунгом о том, что новая конституция не гарантирует личные права и свободы женщинам и национально-религиозным меньшинствам.

В перспективе можно ожидать определенную замену судейского корпуса, который в последнее время противостоит попыткам действующего режима изменить баланс политических сил в сторону усиления президентской власти. Новые судьи будут более восприимчивы к воле национального лидера и подготовлены для принятия решений в соответствии с принципами мусульманского права.

Нормы о чрезвычайном положении

В новой Конституции закрепляется норма, согласно которой чрезвычайное положение может вводиться только на определенный период и сроком до 6 месяцев, а в случае необходимости его продления данный вопрос выносится на всеобщий референдум.

Механизм введения чрезвычайного положения описан в ст. 148 Конституции, согласно которой президент объявляет чрезвычайное положение после консультации с кабинетом министров. Данное объявление должно быть представлено в верхнюю палату Парламента - Палату представителей в течение 7 дней. Такой порядок отличается от ранее действовавших правил, которые были закреплены в ст.146 Конституции 1971 г. В прошлом для введения чрезвычайного положения не требовались консультации с кабинетом министров, а срок уведомления парламента составлял 15 дней [14].

Более того, в новой Конституции закрепляется норма, согласно которой чрезвычайное положение может вводиться только на определенный период и сроком до 6 месяцев, а в случае необходимости его продления данный вопрос выносится на всеобщий референдум. По Конституции 1971 г., отсутствовал предельный срок в 6 месяцев, и продлевать положение президент мог по решению Народного собрания. Таким образом, новый порядок введения чрезвычайного положения более либерален: в принятии решений по данному вопросу участвуют не только глава государства и парламент, но и сами граждане путем прямого волеизъявления. Важной гарантией сохранения разделения властей является норма о том, что Палата представителей не может быть распущена во время действия чрезвычайного положения.

Конституция и международные отношения

Некоторые обозреватели в США отмечают, что Мурси, с одной стороны, рассчитывает на финансовую помощь из-за океана, но с другой, пытается дистанцироваться от США, не забывая о том, что одна из основных претензий исламистов к Мубараку состояла в его чрезмерной близости к Америке.

Приход к власти в Египте движения «Братья-мусульмане» укладывается в общую тенденцию на исламизацию тех стран Ближнего Востока, которые долгое время значились как светские и применяли позитивное законодательство, примером которому служили нормативные акты европейских стран (Турция, Тунис, Ливия [15]).

Согласно ст. 145 Конституции ни один международный договор не подлежит подписанию президентом и ратификацией парламентом, если он противоречит положениям Конституции. Эта довольно спорная норма может привести к односторонней денонсации уже существующих двусторонних и многосторонних соглашений и конвенций, ратифицированных Египтом за прошедший период, что в будущем можем привести к негативным последствиям и выпадению Египта из орбиты международного права.

Отношения между Египтом и Израилем в ближайшей перспективе останутся в прежнем состоянии, т.к. еще в предвыборное время Партия свободы и справедливости говорила, что не собирается разрывать мирное соглашение с Израилем. В самом Израиле, несмотря на националистическую риторику блока двух правых партий – «Ликуда» и «Наш Дом Израиль», который победил на выборах в Кнессет в конце января, никто в не заинтересован в ухудшении отношений с Египтом, тем более в усилении напряженности на границе Израиля и Египта в секторе Газа.

Взаимоотношения с США после принятия Конституции останутся, скорее всего, на прежнем уровне. Если США позволили Мухаммеду Мурси отстранить 12 августа 2012 г. многих армейских начальников, включая маршала Мухаммеда Тантауи и начальника генштаба Сами Хафеза Анана, считавшихся в Вашингтоне «достойными доверия партнерами», значит, новый президент Египта пользуется достаточно высокой поддержкой Соединенных Штатов. В то же время некоторые обозреватели в США отмечают, что Мурси, с одной стороны, рассчитывает на финансовую помощь из-за океана, но с другой, пытается дистанцироваться от США, не забывая о том, что одна из основных претензий исламистов к Мубараку состояла в его чрезмерной близости к Америке. Поэтому в Конгрессе США выражают определенные опасения по поводу того, что демонстративное неприятие исламистами Запада, будет усиливать напряженность в отношениях Египта с Израилем и негативно отразится на правах меньшинств и женщин, а также либеральных свободах в этой стране [16].

 

Фото: Council of the European Union
Визит Хермана ван Ромпей в Египет,
13 января 2013

Как сообщил председатель Европейского совета Херман ван Ромпей, находясь 13 января 2013 г. с визитом в Каире, «Европейский союз и связанные с ним финансовые учреждения предложили более 6,5 млрд долларов в виде субсидий, льготных кредитов и займов на период 2012-2013 годов для поддержки перехода к демократии в Египте» [17]. Такое заявление может свидетельствовать, во-первых, о том, что ЕС рассматривает принятие Конституции как положительный фактор, который будет способствовать развитию демократических институтов, а во-вторых, о том, что ЕС заинтересован в развитии двусторонних отношений.

В опубликованном 15 мая 2012 г. докладе Европейской комиссии рассматриваются различные сценарии развития ситуации в Египте после января 2011 г., и, как это повлияет на отношения между Египтом и ЕС [18]. Согласно этому докладу, Египет – один из главных партнеров ЕС на Ближнем Востоке и большое внимание ЕС намерен уделять поддержке «глубокой демократии», построению гражданского общества и деятельности некоммерческих организаций. Не последнее место в упомянутом докладе уделяется вопросу миграции в связи с программой «Диалог и мобильность, миграция и безопасность» [19]. Верно, что у ЕС практически нет опыта общения с исламистами на политическом уровне, но та роль, которую сыграло движение «Братья-мусульмане» в операции освобождения израильского капрала Гилада Шалита и в переговорах с движением Хамас, демонстрируют возможность работы с происламистким руководством Египта. Данная позиция находит отражения в официальных документах ЕС [20].

Россия, как правило [21], поддерживает существующие режимы. После законного прихода Мухаммеда Мурси к власти взаимоотношения с Египтом, скорее всего, будут развиваться на прежнем уровне, и принятие Конституции никак не отразится на этом процессе.

***

Нормы, заложенные в Конституции, могут вызвать многочисленные споры и дебаты во время их применения. Здесь главную роль будут играть суды, которые на сегодняшний день без симпатии относятся к политике движения «Братьев-мусульман» и гибкость движения «Братьев-мусульман» в диалоге с либеральной оппозицией.

Нормы консервативно-мусульманского толка в новой Конституции еще некоторое время будут оставаться раздражителем в египетском обществе и даже могут повлиять на результаты предстоящих парламентских выборов. Противостояние между исламистами и оппозиционерами будет продолжаться, но, вероятнее всего, в правовом поле – через дебаты в парламенте и судебные споры. Надо признать, что на сегодняшний день у существующей власти (51,7% во втором туре президентских выборов было отдано за Мухаммеда Мурси, 48,3% - за Ахмеда Шафика [22]) есть большое количество сторонников, но вместе с этим египетское общество не является монолитным и еще далеко от консенсуса. В перспективе можно ожидать определенную замену судейского корпуса, который в последнее время противостоит попыткам действующего режима изменить баланс политических сил в сторону усиления президентской власти. Новые судьи будут более восприимчивы к воле национального лидера и подготовлены для принятия решений в соответствии с принципами мусульманского права.

Норма о приоритете Конституции над всеми международными договорами может привести к пересмотру многих международных документов, ранее принятых Египтом. Но это мало отразится на отношениях Египта с основными партнерами – США, ЕС и РФ, поскольку, несмотря на антизападную риторику исламистов, Мухаммед Мурси заинтересован в привлечении зарубежных инвестиций и развитии экономических связей, в то время как на Западе уже поняли, что лучше вести диалог с исламистами, которые законным путем пришли к власти, чем с разрозненными группами, мало поддающимися влиянию.

Отношения с Израилем будут зависеть, как от шагов самого Израиля – в первую очередь в переговорах с Фатх и от обстановки на границы сектора Газы, так и от поведения движения Хамас, которое управляет Сектором Газа.

Можно предположить, что такие противоположные цели, приписанные в Конституции, как возврат к традиции и европейские ценности с трудом могут воплотиться в жизни. Другими словами, нормы, заложенные в Конституции, могут вызвать многочисленные споры и дебаты во время их применения. Здесь главную роль будут играть суды, которые на сегодняшний день без симпатии относятся к политике движения «Братьев-мусульман» и гибкость движения «Братьев-мусульман» в диалоге с либеральной оппозицией.

1. Egypt’s Islamist Parties Wins Election to Parliament // BBC News. 21 January 2012.

2. Напомним, что в египетской Конституции 1956 г. и во Временной Конституции 1964 г. указывалось лишь, что государственной религией является ислам. — См. подробнее: Хачим Ф. И. Конституционное право стран Ближнего Востока. М., 2001. С. 34. Однако в Конституции 1971 г. появляется норма, которая отсылает к исламским юридическим нормам, более того, в 1980 г. в статью вносится существенная поправка, согласно которой «принципы исламского шариата» становятся главным источником законодательства (ст.2 Конституции). Lombardi C. “Islamic Law as a source of Constitutional Law in Egypt: the Constitutionalization of the Sharia in Modern Arab State,” Columbia Journal of Transnational Law 37 (1989), P.74-120.

3. См. подробнее: Qutb S. The Milestones on the Road. New Delhi, 1981. — Классическим трудом о «Братьях-мусульманах» является: Mitchell R. The Society of the Muslim Brothers. Oxford, 1969; более современная работа: Lia B. The Society of the Muslim Brothers in Egypt: The Rise of an Islamic Mass Movement 1928–1942. London, 1998.

4. Необходимо указать на позитивную роль доклада Human Right Watch от 8 октября 2012 г., в котором был проанализирован один из проектов Конституции. Благодаря этому докладу, в финальной версии Конституции появились положения о запрете пыток и свободе совести. Письмо к членам постоянной ассамблеи. В январе 2012 г. Human Right Watch выпустила «дорожную карту» для составления новой Конституции «Дорога вперед: формула прав человека для нового Египетского парламента». “The Road ahead: The human Right Agenda for Egyptian’s New Parliament

5. Egyptian Constitution “approved” in referendum // BBC News, 23 December 2012.

6. Источник. Неофициальный перевод на английский язык.

7. Как действуют нормы шариата на примере Пакистана см.: Tahir Wasti. The Application of Islamic Criminal Law in Pakistan. Sharia in Practice. Brill. 2009.

8. Цит. по: Mitchell R. The Society of the Muslim Brothers. Oxford. 1969. P. 86–87.

9. Подробнее об университете Аль-Азхар см.: Malika Zegal, “Religion and Politics in Egypt: The Ulema of Al-Azhar, Redical Islam and the State”, International Journal of Middle East Studies 31(1999) – p.111

10. Подробнее об этом см.: Аша Ан-Наим На пути к исламской реформации. М., 1992. С.111-113.

11. Однако похожая формулировка была и ранее в ст.11 Конституции 1971 г. Конституции государств Азии: т.1. / под ред. Т.Я.Хабриевой. М.: НОРМА. 2010. С.65.

12. Moustafa T. Law and Resistance in Authoritarian States: The Judicialization on Politics in Egypt // Ginsburg T., Moustafa T. (eds.). Rule by Law: The Politics of Courts in Authoritarian Regimes. Cambridge, 2008. P. 153.

13. Egyptian Constitution “approved” in referendum // BBC News, 23 December 2012.

14. Конституции государств Азии: т.1. / под ред. Т.Я.Хабриевой. М.: НОРМА. 2010. С.85.

15. Примаков Д.Я. «Систематизация гражданского законодательства Египта кон. XIX – сер. ХХ вв». // Правоведение. 2008. № 5. С.86-92. Yavaz M. H. Secularism and Muslim Democracy in Turkey. Cambridge, 2009. P. 145.

16. Jeremy M. Sharp. Egypt: Background and U.S. Relations / Congrational Research Service. 6 Decembre 2012. P.5-6.

17. “EU says Egypt to receive $6.5 billion in grants and loans” // Reutors. 13 January 2013.

18. EU-COMMISSION 2012b. Implementation of the European Neighbourhood Policy in Egypt. Progress in 2011 and recommendations for action. Delivering on a new European Neighbourhood Policy. Brussels: EU-Commission.

19. EU-COMMISSION 2012b. Implementation of the European Neighbourhood Policy in Egypt. Progress in 2011 and recommendations for action. Delivering on a new European Neighbourhood Policy. Brussels: EU-Commission., P 12.

20. EU-COMMISSION 2012b. Implementation of the European Neighbourhood Policy in Egypt. Progress in 2011 and recommendations for action. Delivering on a new European Neighbourhood Policy. Brussels: EU-Commission., P. 6.

21. Смотрите позицию РФ по Йемену, Тунису. Сирии и даже Ливии.

22. Megan L. O’Sullivian. “Egyptian Constitution Needs an Expiration Date” // Council on Foreign Affairs. 13 December 2012.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся