Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 3.86)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Антон Бредихин

к.и.н., научный руководитель АНО социально-экономического и политического консалтинга «Центр этнических и международных исследований», главный редактор журнала «Архонт»

Сложность взаимоотношений Российской Федерации и Украины отразилась на приграничных территориях и акваториях. Это и контроль за границей, это и «заморозка» совместных еврорегионов, это и статус Азовского моря. После возвращения Крымского полуострова в состав Российской Федерации в 2014 г. произошел пересмотр морской границы между нашими странами, вызвавший бурную реакцию в высших политических кругах Украины. Строительство Крымского моста, регулярные аресты украинскими пограничниками российских торговых и рыболовецких судов, военные действия на Донбассе способствовали формированию принципиально нового статуса Азовского моря в межгосударственных отношениях.

Активны в вопросах акватории стали и представители международного сообщества. Здесь имеют свое мнение и Брюссель, и Вашингтон, и Лондон. Вопрос «внутреннего» моря перешел на новую стадию международного дискурса. И за его разрешением следят все новые и новые акторы.

По мнению заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина, после ухода темы Крыма на задний план, ЕС нужен новый острый информационный повод против нашей страны и им выступил Крымский мост и Азовское море.

И этот повод был реализован Киевом. 25 ноября 2018 г. три морских судна ВМС Украины «Бердянск», «Никополь», «Яны Капу» совершили попытку несанкционированного захода в российскую часть акватории Азовского моря и пересечения Керченского пролива. Ситуация весьма выгодна для Петра Порошенко в преддверии предстоящих президентских выборов, которые посредством военного положения в стране можно и отменить. Слова поддержки в адрес Украины прозвучали и от евробюрократов, что было с одной стороны ожидаемо, а с другой может грозить России свежими новогодними санкциями.

Еще одной стороной «азовского» спора сегодня выступает непризнанный субъект международного права Донецкая народная республика. Единственным ее портом является г. Новоазовск, однако Донецком сформирована военно-морская Азовская флотилия и намечены планы по развитию торгово-экономического потенциала акватории. Например, г. Таганрог рассматривается в качестве порта по поставке угля в страны Ближнего Востока и Северной Африки.

В результате дестабилизации ситуации в Азовском море и введении военного положения торгово-экономические потери понесет не только судоходство украинского Мариуполя, но и российских Таганрога, Азова, Ростова-на-Дону, Ейска. Этот факт может быть использован Украиной для продолжения морского шантажа Российской Федерации.

Сложность взаимоотношений Российской Федерации и Украины отразилась на приграничных территориях и акваториях. Это и контроль за границей, это и «заморозка» совместных еврорегионов, это и статус Азовского моря. После возвращения Крымского полуострова в состав Российской Федерации в 2014 г. произошел пересмотр морской границы между нашими странами, вызвавший бурную реакцию в высших политических кругах Украины. Строительство Крымского моста, регулярные аресты украинскими пограничниками российских торговых и рыболовецких судов, военные действия на Донбассе способствовали формированию принципиально нового статуса Азовского моря в межгосударственных отношениях.

Активны в вопросах акватории стали и представители международного сообщества. Здесь имеют свое мнение и Брюссель, и Вашингтон, и Лондон. Вопрос «внутреннего» моря перешел на новую стадию международного дискурса. И за его разрешением следят все новые и новые акторы.

Спорили мы спорили…

С момента распада СССР акватория Азовского моря являлась предметом спора между Российской Федерацией и Украиной. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 г. и Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе от 28 января 2003 г. выступили основой для подписания в Керчи 24 декабря 2003 г. Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Согласно данному договору Азовское море и Керченский пролив признавались исторической акваторией Российской Федерации и Украины, обеспечивалось свободное судоходство для российских и украинских кораблей, а также взаимодействие сторон в области рыболовства, навигационного обеспечения, защиты морской среды, экологической безопасности, при проведении поисково-спасательных операций на море.

В рамках развития межрегиональнной интеграции в период, предшествующий украинскому политическому кризису 2014 г., рассматривалась идея создания еврорегиона «Азов» для восстановления полноценного промышленного потенциала Азовского моря. Инициатива принадлежала руководству Ростовской и Запорожской областей, однако она так и осталась нереализованной. Тогда же консул украинского представительства в г. Ростове-на-Дону А.С. Арсенюк предлагал включить всю акваторию Азовского моря в еврорегион «Донбасс». Однако проекты были остановлены новыми украинскими властями после Евромайдана.

«Русская весна» и референдум 16 марта 2014 г. вернули Крымский полуостров в состав России, что могло бы снять ряд российско-украинских острых вопросов, в том числе и проблему принадлежности Керченского пролива. Но украинское правительство, несогласное с результатами выбора крымчан, предпринимает максимум усилий по формированию нового «очага напряженности» в регионе.

База, учения, НАТО

После возвращения Крыма северо-западная часть акватории Азовского моря осталась под контролем Украины. В 2015 г. вице-спикером Верховной Рады Украины Андреем Парубием был внесен на рассмотрение законопроект о денонсировании российско-украинского договора о сотрудничестве в Азовском море и Керченском проливе. Однако ряд силовых ведомств рекомендовали не принимать данный законопроект, поскольку он мог привести к блокированию украинских портов. Несмотря на это, в июле 2018 г. депутатами от партии «Самопомощь» законопроект был зарегистрирован повторно. Причиной для внесения, по мнению парламентариев, выступило строительство Крымского моста и вмешательство России в исключительную экономическую зону Украины. На что в этот раз последовала реакция украинского МИДа, посчитавшего, что денонсирование договора приведет к началу территориального спора с Российской Федерацией.

Официальный Киев проводит политику милитаризации региона. 6 сентября 2018 г. на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины был утвержден комплекс мер по усилению военного присутствия в Азовском море. В этих целях были сделаны заявления о создании военно-морской базы в Бердянске, закрывались отдельные районы морской акватории для проведения артиллерийских стрельб. Командующий сухопутными войсками ВСУ генерал-полковник Сергей Попко сообщил об увеличении военного контингента в Приазовье. «Постоянный представитель Президента Украины в АР Крым» Изет Гданов также заявлял о необходимости недопущения российских кораблей для прохода по морской акватории.

Желание Киева сформировать иностранное военное присутствие и ввести военные суда стран-участниц НАТО в Азовское море противоречит Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., определяющей то, что Керченский пролив не может быть применим для транзитного или мирного прохода судов третьих стран. Соответственно и проход кораблей НАТО должен быть согласован с российской стороной, на что указывал министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров. С этим категорически не согласен МИД Украины, чей глава Павел Климкин стремится к переводу Керченского пролива из статуса внутреннего в международный.

Зачем Меотида Европе?

МИД России отмечает, что нагнетание конфронтации Украиной в вопросе пересмотра статуса морской акватории находит поддержку у стран Европейского союза и препятствует установлению дружественных отношений между странами. Данная реакция послужила ответом на позицию Комитета по вопросам гражданского измерения безопасности НАТО, единогласно принявшего резолюцию Парламентской ассамблеи Альянса «об осуждении строительства Керченского моста и агрессии России в Азовском море».

Комитету НАТО вторили и ряд евробюрократов — глава дипломатии ЕС Федерики Могерини, пригрозила введением европейских контрмер в отношении Российской Федерации из-за обострения ситуации в Азовском море. С критикой действий России выступил МИД Великобритании. Но была ли основательность подобных действий европейцев? По мнению заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина, после ухода темы Крыма на задний план, ЕС нужен новый острый информационный повод против нашей страны и им выступил Крымский мост и Азовское море.

И этот повод был реализован Киевом. 25 ноября 2018 г. три морских судна ВМС Украины «Бердянск», «Никополь», «Яны Капу» совершили попытку несанкционированного захода в российскую часть акватории Азовского моря и пересечения Керченского пролива. Российская Федерация приняла ответные меры и правонарушение было пресечено. Этого и ожидали украинские власти: в срочном режиме было проведено заседание СНБО и уже 26 ноября в стране было введено военное положение на 60 суток, в полную боевую готовность приведена армия и СБУ, усилены военные позиции в Донбассе. Ситуация весьма выгодна для Петра Порошенко в преддверии предстоящих президентских выборов, которые посредством военного положения в стране можно и отменить. Слова поддержки в адрес Украины прозвучали и от евробюрократов, что было с одной стороны ожидаемо, а с другой может грозить России свежими новогодними санкциями.

azov3.jpg
Коммерсантъ

Еще одной стороной «азовского» спора сегодня выступает непризнанный субъект международного права Донецкая народная республика. Единственным ее портом является г. Новоазовск, однако Донецком сформирована военно-морская Азовская флотилия и намечены планы по развитию торгово-экономического потенциала акватории. Например, г. Таганрог рассматривается в качестве порта по поставке угля в страны Ближнего Востока и Северной Африки.

***

Выход Украины из большого Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной выступает началом «эффекта домино» по отношению к другим российско-украинским договорам и соглашениям. Естественно, данный процесс затронет и проблему Азовского моря.

В результате дестабилизации ситуации в Азовском море и введении военного положения торгово-экономические потери понесет не только судоходство украинского Мариуполя, но и российских Таганрога, Азова, Ростова-на-Дону, Ейска. Этот факт может быть использован Украиной для продолжения морского шантажа Российской Федерации.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 17-68-00001 «Влияние институциональной нестабильности сопредельных стран на деятельность экстремистских организаций Юга России»). ФГБУН Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук.


Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 3.86)
 (14 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся