Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Мария Небольсина

К.полит.н., научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Политику президента США Барака Обамы в Афганистане можно охарактеризовать как последовательную, но далеко не простую. Нынешняя американская администрация оказалась в сложном положении, когда завершать антитеррористическую операцию в Афганистане необходимо, а мирное время еще не настало. Но у Обамы есть еще второй президентский срок, чтобы завершить миссию в Афганистане с минимальными потерями для американской Демократической партии.

Политику президента США Барака Обамы в Афганистане можно охарактеризовать как последовательную, но далеко не простую. Нынешняя американская администрация оказалась в сложном положении, когда завершать антитеррористическую операцию в Афганистане необходимо, а мирное время еще не настало. Но у Обамы есть еще второй президентский срок, чтобы завершить миссию в Афганистане с минимальными потерями для американской Демократической партии.

Стратегия и планы перед выводом войск

Политика Обамы на афганском направлении не претерпела существенных изменений с момента первой предвыборной кампании американского президента. В своих предвыборных обещаниях 2008 года Обама заявлял о том, что основным фронтом борьбы с терроризмом является Афганистан и Пакистан, вследствие чего необходимо было увеличить военное присутствие в Афганистане. За счет вывода военных из Ирака в 2010 году США удалось пополнить американскую военную составляющую в Афганистане тридцатитысячным контингентом. Чуть раньше, в 2009 году, появилась американская стратегия «Аф-Пак» [1], включающая в себя не только усилия по борьбе с терроризмом, но и меры социально-экономического развития афгано-пакистанского региона. Кроме того, было заявлено о начале сворачивания военной операции в Афганистане в 2011 году [2] и об окончательной передаче всей полноты власти афганскому правительству в 2014 году [3]. В конце первого президентского срока Обамы произошло еще одно важное событие: убийство американскими военными «террориста номер один» Осамы бин Ладена на территории Пакистана.

Фото: longwarjournal.org
Quetta Shura, совет руководства Талибана,
активно действует в Афганистане
с пакистанской территории
Несмотря на предвыборные заявления Обамы бороться с терроризмом, в действиях нынешней администрации США в отношении Афганистана акцент смещен в сторону стратегии завершения операции и вывода войск.

Афганистан, разделенный на зоны ответственности натовских и американских военных, традиционно имел наиболее опасные провинции на юге, юго-востоке и востоке страны. Самые нестабильные районы в рамках командования региональными территориями в подавляющем большинстве брали под контроль военные США и делили ответственность за обеспечение безопасности с военными контингентами Великобритании, Австралии и Канады. Прочие страны НАТО традиционно дислоцировались в других регионах страны: итальянские военные в основном контролировали западные провинции, немецкие подразделения – северные территории. В количественном выражении наибольшие силы были брошены именно в южные, восточные и юго-восточные провинции Афганистана [4].

Обама с самого начала своего президентства спешил завершить военную кампанию в Афганистане, несмотря на то, что нестабильность в афганском регионе остается по-прежнему высокой. В отличие от предыдущей американской администрации Дж.Буша младшего, и несмотря на предвыборные заявления Обамы бороться с терроризмом, в действиях нынешней администрации США в отношении Афганистана акцент смещен с политики борьбы с терроризмом в сторону стратегии завершения операции и вывода войск.

Эту мысль подтверждает тот факт, что заявленное Обамой в конце 2009 года во время его выступления перед курсантами Военной Академии в Вест-Поинте [5], фактически не состоялось. Напомним, что представленная в Вест-Поинте Стратегия была выстроена с учетом трех ключевых аспектов:

  • военная составляющая (увеличение контингента на 30000 человек) была призвана перехватить инициативу у талибов, обучить афганские силы безопасности, а также начать передачу власти афганскому правительству и приступить к выводу из Афганистана международных сил безопасности в июле 2011 г.;
  • взаимодействие с ООН, странами-союзниками и афганским народом позволило бы выработать эффективную стратегию развития общества и повышения уровня безопасности в стране (для этого Обама призвал союзников последовать примеру США и направить в Афганистан дополнительные военные силы);
  • сотрудничество с Пакистаном было призвано способствовать противодействию террористам, поскольку проблема терроризма является насущной и для Пакистана, где предпочитают скрываться талибы; кроме того, не стоит забывать, что Пакистан – ядерная держава. (В своем выступлении Обама заявил, что готов оказать поддержку тем талибам, которые сложат оружие и откажутся от насилия). После обращения Обамы к союзникам с призывом усилить военное присутствие в Афганистане ряд европейских стран незначительно увеличили свои контингенты. Любопытно, что в списке союзников США появились такие государства, как Малайзия и Армения, которые направили в Афганистан по 40 военных, а также Монголия, предоставившая 36 военных. Численность контингентов весьма незначительная в масштабах операции, однако важно то, что на призыв откликнулись страны, не являющиеся членами НАТО. Кроме того, Грузия существенно увеличила свой военный контингент: с 175 человек по данным на конец декабря 2009 года до 925 человек по состоянию на конец октября 2010 года [6].
Несмотря на цели Обамы, можно утверждать, что налаженного диалога с талибами а тем более перехвата у них инициативы, а также поддержки со стороны Пакистана американцам до сих пор добиться пока не удается.

Несмотря на цели Обамы, можно утверждать, что налаженного диалога с талибами а тем более перехвата у них инициативы, а также поддержки со стороны Пакистана американцам до сих пор добиться пока не удается. Власти Пакистана в данной ситуации ведут двойную игру, декларативно поддерживая США, но при этом, позволяя Кветта Шуре — высшему руководству Талибана, располагаться и активно действовать в Афганистане с пакистанской территории. Ситуация усугубляется неэффективной и, по сути, насквозь коррумпированной администрацией ХамидаКарзая, которая не представляет особой угрозы для Талибана, способного захватить власть в Афганистане после завершения военной операции.

Уйти нельзя остаться

Фото: outlookafghanistan.net
Абдул Каюм Карзай, старший брат Хамида
Карзая, возможно будет баллотироваться
на пост президента Афганистана в 2014 г.
Администрация Обамы решила оставить небольшой контингент численностью 10000 человек после официального завершения военной операции. С одной стороны, такая численность военных существенно не повлияет на развитие ситуации в Афганистане, с другой – это присутствие позволит США держать руку на пульсе событий еще в течение некоторого времени.

Очевидно, осознавая все риски, связанные с выводом войск из Афганистана в 2014 году, администрация Обамы решила оставить небольшой контингент численностью 10000 человек после официального завершения военной операции. Об этом решении было заявлено практически сразу после победы Обамы на последних президентских выборах [7]. С одной стороны, такая численность военных существенно не повлияет на развитие ситуации в Афганистане, с другой – это присутствие позволит США держать руку на пульсе событий еще в течение некоторого времени.

Примечательно, что еще год назад Райан Крокер, возглавлявший в то время дипломатическое представительство США в Кабуле заявил, что военная миссия США может продолжиться и после 2014 года, если от правительства Афганистана поступит просьба о продлении операции [8]. Сегодня в заявлении о присутствии в Афганистане десятитысячного контингента сказано, что для этого необходимо согласие Карзая [9]. Нет сомнений в том, что разрешение от действующей афганской администрации будет получено. Это выгодно Карзаю по нескольким причинам. Во-первых, это сигнал талибам о том, что Запад не покинул страну окончательно. Во-вторых, передача всей полноты власти в руки афганского народа – это переходный период, который потребует продолжения обучения национальных сил безопасности, транспортно-логистического обеспечения и т.д. В-третьих, в 2014 году в Афганистане должны состояться президентские выборы. Обеспечение порядка и безопасности во время голосования на предстоящих выборах, а также сохранение мирной ситуации после него будет необходимо как Афганистану, так и США, которые, очевидно, не хотят потерпеть внешнеполитическое фиаско после вывода основного контингента. При этом США не меньше Афганистана заинтересованы в спокойной избирательной кампании, независимо от того, будет ли баллотироваться старший брат действующего президента Абдул Каюм Карзай, или другой деятель, учитывая недавние заявления Хамида Карзая о том, что он не будет стремиться сохранить власть для родственников и призывать их участвовать в выборах.

Со временем незначительный американский контингент окончательно уйдет из Афганистана, однако сегодня, после многолетней военной кампании можно утверждать, что США уже не удастся «уйти красиво», не привлекая к сотрудничеству представителей соседних с Афганистаном государств. Во избежание превращения афганской операции в притчу во языцех при упоминании об эффективности демократической партии США. Очевидно, что Обаме придется приложить немало внешнеполитических усилий, чтобы в течение своего последнего президентского срока оставить миру Афганистан без войны.

Постконфликтная дипломатия и сотрудничество

Фото: Flickr / Truthout.org

Гуманитарные и иные необходимые для восстановления страны грузы будут проходить через территорию России в соответствии с соглашением о транзите между РФ и НАТО от 2008 года [10]. Сотрудничество в области послевоенного восстановления Афганистана неизбежно, необходимо и взаимовыгодно как для России, так и для США. Россия может стать для США тем тылом, который позволит американской стороне завершить военную операцию и уйти из Афганистана без тяжелых политических последствий для самих США и военных рисков для Афганистана и близлежащих государств.

Переход от военной составляющей к дипломатической – задача, которую Обама должен выполнить до конца своего второго президентского срока. Многонациональная операция (США плюс НАТО) должна смениться разносторонним сотрудничеством. Взаимодействие может происходить как в рамках двустороннего диалога между Вашингтоном и Москвой , так и по линии США-ОДКБ. Вероятнее всего, в политическом плане в обозримом будущем сотрудничество будет происходить на двусторонней основе. Взаимодействие по линии США-ОДКБ маловероятно, хотя не исключено в более отдаленной перспективе. Также весьма вероятен экономический диалог между представителями американского и российского бизнеса с целью привлечения инвестиций в Афганистан и восстановления его экономики. Россия в данном случае – наиболее надежный партнер США в деле налаживания диалога между Пакистаном и Афганистаном. Не многие высокопоставленные чиновники Пакистана сегодня поддерживают сотрудничество с талибами. При дополнительных усилиях со стороны США Пакистан может отказать в поддержке руководителям Талибана, что ослабит позиции Кветта Шуры в Пакистане. К переговорам с Пакистаном могла бы подключиться и Россия, например, по линии ШОС, где Пакистан имеет статус наблюдателя, а Афганистан активно стремится приобрести этот статус.

Переход от военной составляющей к дипломатической – задача, которую Обама должен выполнить до конца своего второго президентского срока. Многонациональная операция (США плюс НАТО) должна смениться разносторонним сотрудничеством.

Без объединения усилий нескольких государств добиться нормализации ситуации в Афганистане не удастся, и очаг нестабильности может перекинуться на соседний с Россией центральноазиатский регион. Любая нестабильность в Афганистане, Пакистане или вблизи стран Центральной Азии после окончания военной операции в 2014 году отрицательно скажется на внешнеполитической стратегии Демократической партии США. Сотрудничество, прежде всего, с Россией позволит минимизировать издержки для американской стороны.

1. President Obama’s Afghanistan–Pakistan (AFPAK) Strategy, March 27, 2009

2. Remarks by the President in Address to the Nation on the Way Forward in Afghanistan and Pakistan. Eisenhower Hall Theatre, United States Military Academy at West Point, December 01, 2009

3. National Security Strategy, May 2010

4. International Security Assistance Force (1, 2, 3, 4, 5)

5. Remarks by the President in Address to the Nation on the Way Forward in Afghanistan and Pakistan. Eisenhower Hall Theatre, United States Military Academy at West Point, December 01, 2009

6. International Security Assistance Force (ISAF): Key Facts and Figures (1, 2)

7. "U.S. Looks to Set Size of Afghan Presence After 2014”, November 26, 2012, “The Wall Street Journal”

8. “U.S. Troops Could Stay in Afghanistan Past Deadline, Envoy Says”, December 10, 2011, “The New York Times”

9. “U.S. Looks to Set Size of Afghan Presence After 2014” by Julian E.Barnes and Adam Entous

10. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с публикациями в ряде киргизских СМИ о порядке транзита из Афганистана грузов НАТО с использованием аэропорта в Ульяновске

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся