Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Юлия Боброва

К.ю.н., с.н.с. Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

В настоящее время повышенный интерес к Арктическому региону проявляют не только арктические государства, но и другие страны мира. Вопросы развития Северного морского пути (СМП) и правового регулирования плавания в его акватории актуальны как в рамках интересов Российской Федерации, так и в международном контексте — особенно в свете вступления в силу 1 января 2017 г. Международного кодекса для судов, эксплуатируемых в полярных водах.

В настоящее время повышенный интерес к Арктическому региону проявляют не только арктические государства, но и другие страны мира. Вопросы развития Северного морского пути (СМП) и правового регулирования плавания в его акватории актуальны как в рамках интересов Российской Федерации, так и в международном контексте — особенно в свете вступления в силу 1 января 2017 г. Международного кодекса для судов, эксплуатируемых в полярных водах.

Рекомендации

1. Необходимо привести нормы правил плавания в акватории СМП в соответствие с положениями полярного кодекса к моменту его вступления в силу 1 января 2017 г.

Согласно полярному кодексу судам, эксплуатируемым в полярных водах и имеющим свидетельства, требуемые Главой I Конвенции СОЛАС, должно выдаваться отдельное Свидетельство судна полярного плавания, а также другой документ, наличие которого будет обязательным на борту, — Наставление по эксплуатации судна в полярных водах.

2. Организация контроля за исполнением самих правил плавания в акватории СМП требует доработки в части соблюдения правил ледокольной проводки судов, ледовой лоцманской проводки судов, проводки судов по маршрутам в акватории СМп, осуществления связи по радио при плавании судов в акватории СМП и др. Кроме того, необходимо разработать механизм принятия решения о наказании за нарушение правил.

В настоящее время при отсутствии такого правового регулирования в российском законодательстве прецеденты несоблюдения или нарушения правил могут иметь место все чаще (например, инцидент с судном «Arctic Sunrise» под флагом Нидерландов в 2013 г.).

На официальном сайте Администрации СМП ведется список судов, плавающих в акватории СМП без разрешения Администрации. О данном факте Администрация СМП информирует Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.

Представляется целесообразным внести изменения в действующее российское законодательство с целью организации эффективного механизма контроля соблюдения правил с указанием государственных органов и структур, наделенных соответствующей компетенцией.

В ст. 23.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2001 г. (в редакции 2016 г.) сказано, что пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.7 «Нарушение правил плавания» в части, касающейся нарушения правил плавания в акватории СМП. представляется целесообразным внесение изменений в соответствующие статьи КоАП РФ с целью уточнения органов, должностных лиц, механизма составления акта об административном правонарушении на месте совершения последнего судоводителем судна под российским или иностранным флагом в акватории СМП.

3. Возможная антропогенная нагрузка в акватории СМП ставит задачу создания адекватной правовой основы для обеспечения безопасного с экологической точки зрения судоходства с учетом требований по защите морской среды от загрязнения Конвенции 1982 г. (ст. 211, 234 и 235 и др.). Вопросы контроля в области охраны окружающей среды (экологический контроль) согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. и Экологической доктрине РФ (одобрена Распоряжением правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225­р) и другим нормативным правовым актам представляются актуальными и в акватории СМП. при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ был проведен масштабный анализ охраны морей российской Арктики, в результате которого был разработан проект системы морских охраняемых территорий. Создание системы позволит обеспечить сохранение биологического разнообразия северных морей в условиях изменений климата и интенсивного социально­экономического развития Арктики.

В то же время многочисленность нормативных правовых актов по вопросам осуществления экологического контроля, его широкая предметная сфера, разделение объектов экологического контроля на объекты федерального и регионального уровня, рассредоточение функций по его осуществлению между различными исполнительными органами государственной власти (и «по вертикали», и «по горизонтали») неизбежно порождают ряд проблем практического характера и снижают эффективность экологического контроля. Остаются актуальными вопросы кодификации.

4. Судоходство в акватории СМП развивается. Необходимо консолидировать усилия всех заинтересованных российских министерств, ведомств и организаций с целью согласования единой политики по вопросу дальнейшего развития СМП как национальной транспортной коммуникации РФ. Свой вклад в данную деятельность может внести Государственная комиссия по вопросам развития Арктики как координационный орган, обеспечивающий взаимодействие органов власти РФ и организаций при решении социально­экономических и других задач, касающихся развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности.

Северный морской путь: национальный правовой режим в меняющемся международном контексте, 1,16 Мб


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся