Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Лариса Смирнова

К.полит.н., старший научный сотрудник ЦЭМИ РАН, эксперт РСМД

В условиях очевидных ограничений экстенсивных моделей экономического развития России и Китая использование двустороннего научно-образовательного сотрудничества для повышения национального инновационного потенциала становится особо амбициозной задачей. Кроме того, развитие российско-китайского академического сотрудничества вписывается в повестку формирования многоуровневой дипломатии в отношениях между двумя странами.

Обладание знаниями как таковыми, способность учиться и вносить свой вклад в процесс развития знаний составляют сегодня суть различий между развитыми и развивающимися обществами. В то время как человечество наблюдает за прогрессом в сферах робототехники и искусственного интеллекта, на Давосском форуме — 2016 было объявлено о начале четвертой промышленной революции. Инновации стали главной темой и Боаоского Азиатского форума — 2016. Стремясь идти в ногу со временем, Россия и Китай также отдают приоритет сферам науки, образования, технологий и инноваций. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., как и в официальном документе КНР «Видение и действие, направленные на продвижение совместного строительства “Экономического пояса Шелкового пути” и “Морского Шелкового пути 21-го века”», расширение международного научного сотрудничества и повышение инновационного потенциала выделяются в качестве первостепенных задач. В условиях очевидных ограничений экстенсивных моделей экономического развития России и Китая использование двустороннего научно-образовательного сотрудничества для повышения национального инновационного потенциала становится особо амбициозной задачей.

Рекомендации

1. В условиях очевидных ограничений экстенсивных моделей экономического развития России и Китая использование двустороннего научно-образовательного сотрудничества для повышения национального инновационного потенциала становится особо амбициозной задачей. Кроме того, развитие российско-китайского академического сотрудничества вписывается в повестку формирования многоуровневой дипломатии в отношениях между двумя странами.

2. Для повышения приоритетности академического сотрудничества как одной из ключевых сфер российско-китайских отношений представляется целесообразным объявить следующую серию перекрестных годов «годами науки, образования и инноваций».

3. Для привлечения китайских студентов в Россию и российских студентов в Китай необходимо:

сместить акцент с количества на качество студентов и программ обучения;

сосредоточиться на привлечении студентов на неязыковые (естественнонаучные, технические, инженерные и т.д.) специальности;

проявлять гибкость в использовании языков обучения – русского, китайского, английского или их сочетания;

сочетать долгосрочные и краткосрочные программы обучения, в том числе на английском языке;

уделять больше внимания расширению карьерных перспектив выпускников, способствуя постепенному открытию для них рынка труда.

4. Для привлечения преподавателей и научных сотрудников из Китая в Россию и из России в Китай необходимо:

поощрять ученых двух стран в налаживании рабочих контактов с прицелом на проведение совместных НИОКР;

расширить возможности постоянного и временного трудоустройства для российских и китайских специалистов в научно-образовательных учреждениях двух стран;

наладить грантовую поддержку программ для преподавателей и научных сотрудников;

обеспечить необходимую институциональную гибкость при оформлении научной командировки (к примеру, предоставление академического отпуска) и мотивацию специалистов (отъезд целесообразен только в том случае, если он ведет к улучшению карьерных перспектив).

5. Для развития совместных университетов и научных центров необходимо:

оказывать приоритетную поддержку уже существующим проектам;

определить в Китае одного престижного партнера и не тратить ограниченные ресурсы на выстраивание взаимодействия с несколькими второстепенными игроками;

учитывать при выборе китайского партнера прежде всего его престижность и статус,затем доказанную заинтересованность и мотивацию и только после этого географический фактор и экономическую ситуацию в регионе сотрудничества;

поощрять использование английского языка в обучении и общении, привлекая англоязычных российских и китайских ученых и представителей российской академической диаспоры за рубежом;

проявлять гибкость в вопросах образовательных программ и стандартов, учитывая культурные различия между Россией и Китаем.

Научно-образовательное сотрудничество – основа инновационной модели отношений России и Китая, 949 Кб

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

    Загрязнение окружающей среды  
     474 (59.03%)
    Терроризм и экстремизм  
     390 (48.57%)
    Неравномерность мирового экономического развития  
     337 (41.97%)
    Глобальный системный кризис  
     334 (41.59%)
    Гонка вооружений  
     308 (38.36%)
    Бедность и голод  
     272 (33.87%)
    Изменение климата  
     251 (31.26%)
    Мировая война  
     219 (27.27%)
    Исчерпание природных ресурсов  
     212 (26.40%)
    Деградация человека как биологического вида  
     182 (22.67%)
    Эпидемии  
     158 (19.68%)
    Кибератаки на критическую инфраструктуру  
     152 (18.93%)
    Недружественный искусственный интеллект  
     74 (9.22%)
    Падение астероида  
     17 (2.12%)
    Враждебные инопланетяне  
     16 (1.99%)
    Другое (в комментариях)  
     10 (1.25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся